Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на бытие. Идея единства православных народов в контексте современной ситуации

16.03.2024

Первый шаг: расслабьтесь сидя, устройте тело удобно.

Следующий шаг: закройте глаза.

Третий шаг: расслабьте дыхание, сделайте его настолько естественным, насколько возможно и с каждым выдохом говорите “один”. Когда дыхание выходит, говорите “один”.

Вдыхайте и не говорите ничего. С каждым выдохом вы просто говорите “один”- “один”-“один”. И не только говорите это, но и чувствуйте что все существование едино, это единство. Не повторяйте это, просто пусть будет это чувство - и говорить...

Единство не рождается из рассуждений и уговоров типа: «Мы все едины, и то, что происходит на Земле, это и есть гармония». Все, кто оперирует лозунгами подобного рода, понятия не имеют...

Ко мне на консультацию пришла одна молодая женщина и стала рассказывать, что ее начальник ведет себя, как она выразилась, по-садистски. Такое впечатление, что ему доставляет удовольствие выводить из терпения окружающих людей.

Женщина призналась, что люто его ненавидит. Ей противна даже его манера раскуривать трубку. Легко понять, в чем была причина. Эта женщина сосредоточивала все свое внимание на негативных аспектах его личности: его голосе, одежде и прочих деталях, включая трубку, - и...

Учения целого ряда древнеиндийских традиций основаны на понимании свободы как важнейшего онтологического и методологического принципа. Это особенно верно для школы веданта (веда - знание и анта - завершение), входящей в систему шести основных школ (шат-даршана) ведической мысли (, с. 67 - 71).

В то же время, одно из центральных мест в метафизической системе Веданты занимает принцип причинности. Это отмечается в “Бхагавад-гите” (текст 13. 5) : "знание о поле деятельности и знающем поле...

Под кашмирским шиваизмом принято понимать комплекс многочисленных мистико-религиозных, ритуальных, метафизических теорий и практик, сложившихся в VIII-XII вв. на территории, которую ныне занимает индийский штат Кашмир. Самоназвание его трика.

Т. е. «Триада», что означает либо три аспекта Шивы (желание, сознание, действие), либо Шиву, Шакти и Ану (смертный индивид), либо Пати Пашу, Паша (господина, раба и их связь). Есть и другие разделения.

В целом кашмирский шиваизм обнаруживает единство...

В данной статье (пусть она послужит на благо всех живых существ) мы поведем речь об одном уникальном - в какой-то мере даже фантастическом - феномене, которому, тем не менее, довелось стать мировой религией. Это Буддизм. Что это такое, откуда он взялся, какова дата и обстоятельства его появления, и т.д. и т.п., - все это слишком объемная задача, для осуществления которой не хватит и крупной книги, не говоря уже о краткой статье. Поэтому мы здесь ограничимся исследованием только одного...

Награда всегда соразмерна делу, которому служим; она приходит только тогда, когда цель достигнута, работа выполнена и сила обретена, и никогда ранее. Это справедливо как для духовного, так и для материального развития.

Необходимо помнить, что духовная сила должна развиться так же, как и чувства. Поэтому пока мы не приобрели ее и можем существовать лишь на том плане, который доступен нашим внешним чувствам, нам придется на время забыть о других планах и подумать, какими духовными и...

Введение

Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога, и различные религии мира были ответом Бога на эти искания, - ответом, данным через людей, в душе которых Он был более раскрыт, чем в душе обыкновенных людей.

Этих людей называли различно: пророками, риши, богочеловеками, Сынами Божьими, и мы можем смотреть на них как на Одно Великое Духовное Братство, состоящее из Боговдохновенных людей, Охранителей и Учителей человечества. К Ним мы должны относиться с...


Нет ничего более несхожего, как говорит один учитель, чем небо и земля. Почувствовала земля в глубине естества своего, что чужда она небу и несхожа с ним. Потому бежала от неба в места глубинные и лежит там неподвижно и тихо, чтоб не приблизиться к небу. И узнало небо в глубочайшем естестве своем, что земля удалилась от него и заняла глубинные места. Поэтому неудержимо изливается оно плодородием своим в... Одними из самых тревожных явлений в современном мире является разрозненность и раздробленность народов, исторически являющихся чадами единой Православной Церкви, и напряженность в отношениях между странами, имеющими общий исторический и культурный фундамент, которым является Святое Православие.

Различные трения и конфликты между Россией, Украиной, Грузией и Молдавией, сложности, возникшие в связи со вступлением Греции в Евросоюз, грузино-абхазское противостояние, неспособность прежних союзников оказать Сербии полноценную помощь в ситуации с Косово - это лишь несколько иллюстраций к нынешней печальной ситуации в православной ойкумене. И такое отсутствие единства крайне отрицательно сказывается на каждом из государств в отдельности и на их вместе общем имидже в мире.

В чем же причина этого? Почему духовно родственные страны и народы, имеющие вековые взаимные связи, сегодня часто доходят до открытого взаимного противостояния? Очевидно, что причина - в утрате ими собственных корней, являющихся для всех них общими.

Для того чтобы понять, каким может быть выход из сложившейся ситуации, необходимо обратиться к истории.

История идеи

Идея единства православных народов начала формироваться в Византийской Империи - первом многонациональном христианском государстве. Она пришла на смену прежней римской языческой идее единства внешнего, чисто политического, основанного на физическом покорении Империей всех соседних народов. Новая идея заключалась в духовном единении разных народов и стран - единении, основанном на свободной воле. И фундаментом этого единства должна была стать вера во Христа, т.е. христоцентричность . Политический союз рассматривался как внешнее выражение внутреннего единства в лоне Православной Церкви. Для братьев по вере естественно любить друг друга, помогать друг другу, поддерживать друг друга независимо от того, идет ли речь об отдельных собратьях-христианах или о братских христианских народах. Мощная Византия, естественно, являлась старшей в этой семье православных стран и стремилась проявлять заботу обо всей православной ойкумене. Случались и войны, доходило и до напряженности в отношениях между единоверцами, но это скорее было исключением из правила.

В XV веке, после падения Византийской Империи, духовную эстафету от Константинополя - Нового Рима переняла Москва. Суть этого нового статуса нашей Первопрестольной заключалась в том, что отныне Государство Российское должно было взять на себя попечение обо всех братских православных странах и народах. И это ответственное жертвенное служение наше Отечество несло многие века. Духовная и материальная помощь находившимся под турецким игом древним Восточным Патриархатам, поддержка Украины в освободительной войне против Польши и многое другое было со стороны России проявлением заботы о своих братьях во Христе.

Со временем, по причине исторических катаклизмов и под влиянием западного рационализма, в сознании православных народов исчезло ясное понимание подлинной природы их братства. И в XIX веке, как реакция на это, в России возникло новое течение религиозно-философской и культурно-политической мысли - славянофильство. Правильнее сказать, это направление не было новым, но представляло собою возврат к общим для всех православных духовным корням и стремление к восстановлению единства на их основе. Освободительные русско-турецкие войны, даровавшие свободу сербам, болгарам, грекам, во многом были вдохновлены именно возродившейся идеей единения православных народов.

Христоцентричность

Итак, если мы не хотим допустить утраты православными народами их духовной идентичности, если мы понимаем, чем нам грозит отход от своих исторических и культурных корней, мы должны в меру сил и возможностей способствовать новому возрождению идеи единства православных народов. Но для этого единения нужна по настоящему крепкая основа.

И единственный Краеугольный Камень, подходящий для этого - это Сам Христос. Т.е. единство внешнее, подразумевающее и экономическую, и военную помощь, должно стать производным от единства внутреннего, от духовного единства в лоне Святой Церкви. Таким образом, мы вновь возвращаемся к тому, что идея единства православных народов христоцентрична . Без нового глубокого воцерковления населения наших стран мы не сможем достичь поставленной цели.

И если за всеми отношениями между братскими народами будет стоять их единство во Христе, то не останется места для выяснений отношений на национальной и языковой почве, для дележа общего исторического и наследия и природных ресурсов, для попыток показать свое мнимое превосходство и т.д. Не останется места и для взаимной силовой агрессии, т.к. православные правители исторически прибегали лишь к защите и упреждению, но не к завоеваниям.

Царство Мое не от мира сего

Спаситель сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18. 30). Поэтому для христиан ничто земное не является самоценным. Оно ценно лишь настолько, насколько способствует нашей подготовке к вечной жизни в Царствии Христовом. Это относится и к идее единства православных народов.

Поэтому духовной должна быть не только основа, но и цель их единения. Взаимная экономическая и военная поддержка, культурный обмен и прочие проявления единства должны быть средством, а не целью. Цель же должна заключаться в создании для людей, населяющих православную ойкумену, наиболее оптимальных условий для жизни во Христе. Для этого законодательство и политическое устройство братских стран должны предоставлять полную свободу и гарантию жизни своим православным гражданами по библейским принципам. Заботой руководителей православных государств должно стать не просто материальное благосостояние их граждан, но, в первую очередь, их духовная просвещенность и духовная свобода.

Заключение

Что же мы, на нашем уровне, можем сделать для возрождения идеи единства православных народов? Наверное, для начала самим осознать всю ее важность. И понять, что речь идет не просто о внешнем политико-экономическом союзе, а о единстве во Христе. Которое окажется невозможным без воцерковления и духовного возрождения наших народов.

Народы состоят из отдельных людей. А потому каждый из нас должен начать возрождение с самого себя и со своей семьи. Сознательное постоянное и полнокровное участие в жизни Церкви Христовой, в Ее Таинствах - вот то, что должно заложить основу для восстановления духовного единства и России, и всех православных народов.

Единым может быть только государство, объединенное единой идеей. Ведь только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. Существенным фактором в обеспечении единства российского народа выступает единая государственная идеология.

Одним из приоритетов развития демократического правового российского государства на современном этапе его развития и стала выработка общих для всех россиян ценностей, общей национальной идеи. Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это имеет особое значение.

По результатам Всероссийской переписи населения Россия является одним из самых многонациональных государств мира - представители свыше 200 народов и этнических групп проживают на территории страны. Семь народов, населяющих Россию, - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн. человек . Как констатируется в "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ 15 июня 1996 г.: "Благодаря объединяющей роли русского народа сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов" . Таким образом, русский элемент общности, экономики, культуры, психологии является определяющим для других этносов и всего государства.

Российское общество, находящееся на социально-историческом переломе, испытывает острую потребность в конкретном знании целей экономических и политических преобразований, а также в идеях, способных сплотить его для реализации этих целей.

Развитие российского государства свидетельствует, что имперская идеология царской России, а затем коммунистическая идеология потерпели крах.

После распада Советского Союза, когда не стало объединяющей идеи, тем не менее удалось сохранить единое федеративное государство. Как справедливо отмечает Р.Г. Абдулатипов: "Альтернативы межнациональному взаимодействию и единству, объединению разнонациональных сил в Российской Федерации не существует" .

После выборов Президента РФ 1996 г. в обществе с особой остротой развернулась дискуссия о выработке национальной идеи. Сторонником этого был и глава государства. Выступая на встрече со своими доверенными лицами 12 июля 1996 г., он сказал, что "в истории России в XX веке были разные периоды - монархизм, тоталитаризм, перестройка. На каждом этапе была своя идеология. А у нас ее сейчас нет. И это плохо. Подумайте над тем, какая национальная идея, национальная идеология - самая главная для России" .

В качестве объединяющих предлагались различные идеи: национальное самоутверждение, государственность, религиозное возрождение и другие . Полагаем, что когда речь идет о формировании единой государственной идеологии, нужно ясно сознавать, что это должна быть идеология всеобщая.

Особая роль в формировании государственной идеологии принадлежит конституции. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что "конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом... каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей... и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества" . В учении о конституции при рассмотрении ее сущности отдельно выделяется ее идеологическая функция, которая заключается в том, что она является средством идеологического воздействия. "Конституционные ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются" . Если учесть, что Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой и легитимностью, так как принята непосредственно народом на референдуме, то можно утверждать, что россияне признают идеологические нормы, закрепленные в ней, а государство обязано обеспечить всеми законными средствами их пропаганду в обществе.

В целом взгляды ученых-государствоведов в отношении формирования единой государственной идеи разделились на два полярных лагеря.

Сторонники одного подхода утверждают, что в такой многонациональной стране, как Россия, государственная идея, обеспечивающая единство государства, должна быть наднациональна. Мы присоединяемся к суждениям ученых, полагающих, что формирование наднациональной концепции государственности России служит предпосылкой единения российского народа. Суть наднациональной концепции видится в создании модели федерации, которая обеспечила бы постепенное формирование единой российской нации.

По выражению В.А. Тишкова, выращивание и культивирование особой наднациональной в этническом смысле общности российского народа - российской нации может стать идейной основой обеспечения жизнеспособности российского государства, поддержания его единства, целостности и стабильности, достижения национального согласия .

Другой подход связан с тем, что в многонациональной и многоконфессиональной России государственная идея не может быть наднациональной. По мнению Ф.З. Дзапшбы, цивилизационные параметры современного западного федерализма задаются во многом выступающим несущим сверхконцептом "постнационального общества" . В России так или иначе системообразующим центральным сверхконцептом выступает "полиэтническое государство" .

Действительно, характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств.

Полагаем, что объединяющей и примиряющей национальной государственной идеей вполне может выступать идея единой и неделимой России.

По мнению аналитиков, события последнего года и особенно трагедия в Беслане заставили Кремль по-новому взглянуть на лозунг обеспечения единства страны, сделав его главным и системообразующим. По мнению заместителя главы Администрации Президента РФ Владислава Суркова, тезис Президента РФ "Россия должна быть единой" вполне подходит для новой национальной идеи . Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2003 г. так и называлось "Сильная Россия - единая Россия" .

Именно Президент РФ и Федеральное Собрание должны разрабатывать и утверждать государственную идеологию. При этом необходимым условием должно быть привлечение широкого круга политической, религиозной и научной общественности. Как отмечают В.И. Коваленко, Е.В. Голошумов, "без четкого научного обеспечения... она может обернуться еще одним монстром, которые уже не раз терзали Россию, стать средством политического манипулирования, направленного против страны и народа" . Кроме того, считаем целесообразным вынесение соответствующей концепции на всенародное обсуждение.

В рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме. "Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историко-культурной общности и единого государственного языка"

Религиозные представления испытывают влияние современных научных идей, с одной стороны. С другой – возрождается интерес к мифологии, к тем представлениям о бытии, которые выражают мифы. Понятия пространства и времени – фундаментальные понятия человеческой культуры. "Они настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития человеческого познания (или человеческого незнания) их рассматривали как абсолютную субстанцию мира. Таковы зрван в раннем зороастризме, хаос в древнегреческой мифологии, акаша и кала в древнеиндийских системах и т.д.". Вместе с тем сейчас трудно найти такие современные модели бытия, у которых не было бы архаических прообразов. Скажем, геометродинамическая программа Дж. Уилера приблизилась к "мифологическому" представлению о том, что в мире нет ничего, кроме пустого искривленного пространства, а в релятивистской космологии используется архаичное понятие "начала" времени.

"Исключительно мощная ориентированность мифологического мышления на установление гомео- и изоморфизма, с одной стороны, – писал Ю. М. Лотман, – делала его научно плодотворным, а с другой – обусловила периодическое оживление его в различные исторические эпохи". Современная наука обнаруживает различные символы смерти – возрождения в иудео-христианской традиции, в легендах об Изиде и Озирисе, в малоизвестных вариантах из доколумбовых культур Америки. В измененных формах сознания можно получить точную информацию о различных, ранее неизвестных аспектах Вселенной, что само по себе требует фундаментального пересмотра понятий о природе реальности, о взаимоотношении сознания и материи.

Идея единства мира

Мир не только многообразен, но он также и един. Это представление выражает одну из важнейших философских проблем. В поисках ответа на данный вопрос (един ли мир?) создавались такие мировоззренческие системы, как дуализм Декарта, монистический пантеизм Спинозы, монадологический плюрализм Лейбница. В современном мировоззрении даже материальные составляющие мира могут быть прослежены до абстрактных образцов и до "динамического вакуума". В единой сети Вселенной любые структуры, формы и разграничения предельно произвольны, а форма и пустота – относительные понятия. Известные сегодня структурные уровни материи от элементарных частиц до метагалактики представляют лишь малую часть всего многообразия и бесконечности мира.

Становление и развитие научной картины мира

Геоцентрическая картина мира, созданная Птолемеем, сменилась в истории науки гелиоцентрической системой Николая Коперника (1473–1543). Коперниковский переворот отбросил идущее от Аристотеля и поддержанное схоластикой противопоставление небесных и земных тел, подготовил почву для учения о естественном возникновении и развитии Солнечной системы. Рождение космологии подготовило рождение науки о Вселенной как едином связном целом. Равное по важности влияние на философию и историю науки последних двух столетий оказал один из величайших французских философов Рене Декарт. Его наиболее значительным вкладом в ведущую картину мира была предельно заостренная концепция абсолютной дуальности ума и материи, следствием которой стало убеждение, что объективный мир можно описать объективно, без отсылки к человеку-наблюдателю. Эта концепция послужила инструментом для быстрого развития естественных наук и технологии. Однако она вызвала нежелательное следствие: разрушение целостного подхода к пониманию человека, общества и жизни на планете. В известном смысле наследие Декарта оказалось более стойким, нежели даже ньютоновский механистицизм. Даже Альберт Эйнштейн – гений, подорвавший основания ньютоновской физики, сформулировавший теорию относительности и заложивший основы квантовой теории, – не смог до конца освободиться от чар дуализма Декарта. Ньютоно-картезианская модель оказалась чрезвычайно успешной в самых различных областях. Она предложила всестороннее объяснение фундаментальной механики Солнечной системы и была с успехом использована для понимания беспрерывного движения жидкости, вибрации упругих тел и термодинамики. Она стала основой и движущей силой замечательного прогресса естественных наук в XVIII и XIX вв. Постепенно сложилась концепция саморазвивающейся Вселенной.

Динамика картин мира в XX столетии

В XX в. революционная ломка основных физических принципов и представлений привела к созданию новых концепций, более глубоких и более точных, чем прежние. Установлено, что существуют элементы с одинаковыми атомными весами, но неодинаковыми химическими свойствами. Подобное явление немного лет назад вызвало бы среди химиков насмешки. Имеются доказательства сложной природы атомов, поэтому не приходится сомневаться в том, что тяжелые атомы построены из более легких. Атом перестал быть первичной единицей материи, ибо установлено, что его строение весьма сложно. Мельчайшими известными сейчас частицами материи оказываются электроны и позитроны. И те и другие имеют одинаковую массу, но различаются электрическими зарядами: электрон заряжен отрицательно, а позитрон – положительно. Кроме этих частиц, существуют более тяжелые частицы – протоны и нейтроны, входящие в состав ядер. Их масса также примерно одинакова (в 1840 раз больше массы электрона), но в то время как протон заряжен положительным электричеством, нейтрон не несет в себе никакого заряда. В последнее время в составе космических лучей, попадающих в нашу атмосферу из межзвездного пространства, была обнаружена целая серия новых частиц, масса которых меняется в очень больших пределах. В современной физической литературе превращение пары электрон-позитрон в излучение часто называют аннигиляцией (уничтожением) материи; обратный процесс называют материализацией. Новые модели Вселенной предлагает также трансперсональная психология.

Что означает слово "бытие"? Может быть, мы получим ответ, обращаясь к истолкованию самого слова. "Быть" – означает "расти, возрастать, становиться". Но слово "быть" невозможно определить через нечто более общее и значимое. Может быть, именно поэтому Гегель считал, что понятие бытия – самое пустое и абстрактное, тождественное Ничто. Немецкий философ Г. Лотце полагал, что бытие в принципе не определимо и может лишь переживаться. Бытие – это последнее, о чем можно спрашивать. Но разве есть возможность определить последнее? Ведь за ним ничего уже не стоит. Бытие – это сущность сущего. Вот почему развитие науки, которое постоянно предлагает новые картины мира, заставляет осмысливать понятие бытия заново. В XX столетии постоянно сменяют друг друга новые и разнообразные картины мира. Значительные открытия в области математики, лазерной технологии, голографии, квантово-релятивистской физики и в исследованиях мозга привели к появлению новых принципов, открывающих далеко идущие перспективы для современных исследований бытия, сознания и других феноменов.

  • БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ. ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ БУФЕРНЫХ И НЕБУФЕРНЫХ СИСТЕМ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ БУФЕРНОЙ ЕМКОСТИ РАСТВОРА.ОПРЕДЕЛЕНИЕ рН ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ.
  • Ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию
  • Изложение одной из важнейших трансдисципли­нарных идей следует начать с аналогии. В жи­вописных произведениях фон играет немаловажную роль, он помогает лучше понять сущность особенностей изобра­жаемого объекта, которые хочет подчеркнуть художник. Это не локальный прием, а проявле­ние общей методологической идеи, связанной с восприятием объекта. Недаром существует выражение о том, что короля играет свита. Ведь оно относится не только к театру, но имеет более широкий жизненный смысл. Так и в языке слова очень многозначны. И чтобы понять, в каком значении употребляется литературное выражение, необходимо понять контекст. Тогда слово приобретает именно тот оттенок, который со­ответствует конкретной ситуации.

    При восприятии объектов природы также имеет место подобное явление. Объект, его характеристики, специфика поведения и даже сущностные особенности неразрывно свя­заны с его окружением, со своеобразным природным контек­стом. Прежде всего, следует задуматься о том, что любая информация об объекте черпается нами из анализа тех про­явлений, которые он производит в окружающем мире. Ведь абсолютно изолированный объект никак не взаимодействует ни с какими другими объектами, а потому мы ничего не можем узнать о нем – он попросту нам не доступен. Такой объект остается для нас «вещью в себе». Чтобы выяснить какие-либо его особенности, с ним следует вступить в кон­такт – либо прямой, либо косвенный. Ведь даже внешне пассивное визуальное наблюдение с точки зрения физики означает, что объект рассеивает падающее на него электро­магнитное излучение (т.е. взаимодействует с ним), а некто воспринимает эти сигналы в виде изображения.

    Таким образом, никакие предварительные умозритель­ные представления не могут характеризовать объект полно­стью. Для получения информации о нем требуется «нару­шить» его изолированность, т.е. начать рассматривать его окружение. Однако в этом кроется лишь один из аспектов, составляющих суть идеи неразрывности объекта и его окру­жения. Другой аспект состоит в том, что, желая узнать об объекте что-либо, мы явно или неявно задаем этому окруже­нию вопросы. Образно говоря, только расспрашивая окруже­ние об объекте, мы узнаем о том, каков данный объект. В этом заключается глубинный смысл любого эксперимента. По этому поводу можно сослаться даже на этимологическую интерпретацию данного термина. По латыни, эксперимент (экс – периментум) означает «из того, что по периметру», т.е. способ получения информации об объекте из окружения.



    При этом наши суждения основываются либо на тех следах (изменениях), которые он производит вокруг себя (когда окружение сопоставимо с объектом), либо. на измене­нии поведения самого объекта (когда окружение столь мас­сивно, что на нем не заметно слабое влияние объекта). На­пример, чтобы узнать, имеет ли определенная частица электрический заряд, физики помещают ее либо рядом с другой (пробной) частицей, про которую достоверно известно, что она заряжена, либо в электромагнитное поле. В первом слу­чае исследуемая частица, если она электронейтральна, не изменяет поведения своей соседки. Во втором случае заря­женная частица изменяет характер собственного движения или его траекторию.

    Очень многие свойства объектов связаны с их окруже­нием. Другими словами, многие явления протекают по-разному в различных ситуациях, т.е. в зависимости от того, в каких условиях они находятся. Например, всем хорошо из­вестно, что в быту объект может восприниматься нами по-разному в зависимости от освещения. Так, даже цвет предме­тов приобретает разные оттенки в зависимости от состояния атмосферы, не говоря уже о четкости их зрительных образов: водяной пар и частицы пыли, содержащиеся в воздухе, как бы затуманивают наблюдаемые предметы, вследствие чего они кажутся окутанными дымкой.



    Эффект воздействия окружения очень значим в приро­де. Так, траектория движения заряженной пылинки в поле тяжести изменится, если она попадает в область, где допол­нительно включено электрическое поле; радуга в небе возни­кает не всегда, а только при определенном стечении факто­ров, характеризующих состояние атмосферы и т.д. Очень важно отметить, что воздействие окружения, которое, как правило, более массивно, чем объект, бывает иногда столь тонким и нерегулярным, что не всегда возможно его прокон­тролировать. В особенности ощутимо подобное неконтроли­руемое влияние в микромире. Тем не менее оно проявляет себя косвенно, принципиально сказываясь на поведений объ­екта. Об этом будет сказано в разделе Ш.

    Таким образом, идея единства объекта и его окруже­ния состоит в том, что объект не может быть познан в отрыве от других объектов, находящихся в сфере его есте­ственных контактов. Иначе говоря, в процессе познания мы всегда руководствуемся этой идеей.

    Вопрос о том, что следует включать в понятие окруже­ния, не может быть решен однозначно. Все зависит от того, какие свойства объекта нас интересуют. Поэтому также ус­ловно и само понятие объекта. Например, если рассматрива­ется Земля как небесное тело, то в нее включается и атмо­сфера как слой окружающего ее пространства, в котором в разных формах может протекать жизнь. А при исследовании тектонической активности в глубине Земли достаточно счи­тать, что Земля – это то, что образует ее толщу (мантия,) и находится на ее поверхности (материки и океаны). Здесь ат­мосфера уже относится к окружению, в котором могут про­являться лишь отголоски внутриземных процессов.

    В силу сказанного становится понятным, какой вели­чайшей абстракцией является модель изолированной систе­мы. В реальной природе таких объектов нет. И чтобы сгла­дить влияние окружения, во многих случаях приходится вво­дить в рассмотрение «расширенную» систему, в состав кото­рой включается и окружение исследуемого объекта. Так, на­пример, все объекты на поверхности Земли находятся под действием ее поля тяжести, и поэтому они неизолированы. Однако если в понятие исследуемой системы помимо объек­та включить и саму Землю, то в некотором приближении такую «расширенную» систему уже можно будет считать изолированной. Но это делается не бесплатно: как известно, при этом к прежним характеристикам объекта добавляется новая – его потенциальная энергия. Вместе с тем, сама Зем­ля имеет столь большую массу по сравнению с объектом, что ее присутствие в целом мало повлияет на поведение других характеристик, таких как импульс объекта.

    Говоря о единстве объекта и его окружения, мы под­черкиваем, что в этой системе есть прямые и обратные связи. Это значит, что они, в принципе, могут влиять друг на друга. Действительно, мы уже говорили о том, что свойства объекта во многом определяются воздействием его окружения. Од­нако и сам объект оказывает определенное влияние на окру­жение, иначе объект был бы недоступен для исследования. Так, при достижение определенной скорости тела, движуще­гося в жидкости, в ней начинаются турбулентные процессы, что внешне проявляется в образовании интенсивных вихрей.

    Но этим не исчерпывается все многообразие отноше­ний между объектом и окружением. Строго говоря, всегда следует вести речь о единой системе «объект плюс окруже­ние». Дело в том, что между ними существует не цепь после­довательных влияний друг на друга, а согласованные (корре­лированные) механизмы взаимных реакций. Поэтому в об­щем случае следует рассматривать не только причинные (асинхронные), но и синхронные (одновременные) связи внутри системы. Все это дало основание сформулировать получивший сейчас широкое подтверждение принцип коэво­люции (от лат. приставки со-, означающей общность, совме­стность) природы и человека. Он подразумевает признание подобных механизмов в коллективном процессе историче­ской эволюции, которая одновременно затрагивала и челове­ка и природу. Но если учесть, что природа -это окружение человека, то появляется возможность обобщить этот прин­цип и на другие процессы. Ведь известно, например, что эво­люция суши и океана также взаимосвязаны. Ряд примеров можно продолжить и отнести принцип коэволюции к любой системе «объект плюс окружение». Тогда он воплощает в себе еще одну существенную грань отношений между ними, которую нельзя игнорировать в процессе познания.

    Очень важно заметить, что в системе «объект плюс ок­ружение» всегда следует принимать во внимание характер их взаимоотношений. Прежде всего, они могут быть сведены либо к одностороннему воздействию окружения на объект (более строго это означает, что окружение как бы не ощуща­ет присутствия объекта), либо к их равноправному взаимо­действию. Характер соответствующих моделей объекта при этом оказывается разным. Во-вторых, воздействие окруже­ния на объект может осуществляться в принципиально раз­личных формах: оно может быть полностью контролируе­мым и, наоборот, неконтролируемым. Естественно, что воз­можно и их сочетание. Учет этих особенностей происходит в рамках разных стратегий мышления – классической и не­классической соответственно.

    Идея единства объекта и его окружения имеет и еще одну грань. Она проявляется в том, что в природе все взаи­мосвязано. В процессе познания мы ищем объяснение не только хода того или иного процесса, но и пытаемся устано­вить его причину. В современное естествознание нет нужды привносить те чувства конечной цели, которые играют важ­ную роль в управлении действиями людей, и наделять при­роду некой исходной направляющей нематериальной силой. Мы твердо убеждены в том, что существуют определенные материальные факторы, которые порождают то, что мы на­блюдаем, и то, что происходит в природе вокруг нас. При этом причинно-следственные отношения упорядочены во времени, и причина всегда предшествует результату.

    С другой стороны, с полностью изолированным объек­том ничего происходить не должно. Следовательно, за про­цессы, происходящие с объектом, отвечает его окружение. Именно в нем кроются причины тех изменений, которые имеют место. Однако даже бытовой опыт подсказывает, что причина не всегда может быть установлена однозначно. Час­то одна и та же причина может повлечь за собой различные следствия.

    Все это было понято человечеством давно. В результате сформировалось два предельных типа толкования причин­ных отношений – жесткий детерминизм и вероятностный прогноз. В первом случае принимается, что ход процесса предопределен фатально некоторыми начальными условия­ми. Иначе говоря, конкретная причина способна привести только к единственному следствию. Подобные представле­ния возникли из убеждения о том, что мир устроен, как хо­рошо отлаженный механизм. Особенное распространение такая точка зрения получила благодаря успехам ньютонов­ской механики.

    Вероятностная интерпретация причинности рассматри­вает начальные данные лишь как условия для того, чтобы реализовался определенный ход процесса. В этом случае причина гарантирует не результат, а лишь тенденцию. И следствие при этом нельзя считать неотвратимым, оно на­ступает только с определенной долей вероятности. Подобное поведение сначала связывали с тем, что не учитываются в полной мере все необходимые начальные условия, которые могут влиять на развитие процесса.

    Так, для нас стали привычными ошибки гидрометео­службы в предсказаниях погоды (в особенности, долгосроч­ных). Но мы склонны связывать их с плохой организацией работы, с низким уровнем науки или с недостаточным коли­чеством данных наблюдения. Большинство предполагает, что если покрыть метеостанциями равномерно всю землю, то можно будет избавиться от неточностей. Однако оказалось, что в природе существуют такие объекты, для которых ино­гда в принципе этого нельзя сделать. К ним принадлежит и погода, хотя в этой сфере еще не исчерпаны все резервы уве­личения точности предсказаний. Очень важно подчеркнуть, что подобные свойства проявляются и в макромире и в мик­ромире.

    В современном естествознании успешно работают оба типа представлений о характере причинной обусловленности природных явлений, хотя исторически они возникли не одно­временно. Каждый из них имеет свою сферу действия. Как выяснилось, она определяется той стратегией мышления, в рамках которой действует исследователь. В зависимости от этого, теория будет носить либо предписывающий характер с жесткой детерминацией результата, либо прогностический характер с предсказанием вероятности наступления опреде­ленного события. Методологические функции идеи причинной обуслов­ленности проявляются на тех этапах познания, когда иссле­дователь обнаруживает крушение предписывающих функций теории. Может даже возникнуть мысль: что же это за теория, которая не способна дать четкий ответ на вопрос о том, что произойдет с объектом, если. (и далее следует формулиров­ка некоторых условий). Однако имея установку на то, что знание причины иногда способно подсказать только прогноз, а не однозначное следствие, можно не подвергать сомнению теоретические построения, а искать им экспериментальные доказательства. И тогда не возникает даже малейших сомне­ний в нарушении причинно-следственных связей. Эти связи существуют неукоснительно, но в одних случаях причина проявляется в строгой заданности некого события, а в других – в вероятности наступления этого события.