Флаг носу судна 4 буквы. Флаг - знамя корабля

31.03.2024

История

Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus ) относится к сражению гёзов с испанцами у городка ван Ден Брилле 1 апреля 1572 года , когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос - оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома , из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов

Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в - 1707 годах предшественник современного флага Великобритании . В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I . При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался как кормовой флаг (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового флага только королевским кораблем и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса - отсюда и его обиходное наименование англ. Union Jack («Юнион Джэк») - «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии , объединённый флаг стал флагом нового государства.

Гражданский гюйс

Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова , как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.

Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack» ) - это был служебный флаг, введенный в 1823 году . В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. "pilot" ) на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс - "Pilot jack" .

Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.

Гюйс в России

История

Предполагается, что гюйс был учреждён Петром I после посещения им в ходе Великого посольства в 1698 году Англии , как символ военной мощи России на море и на суше (прямой белый крест на красном фоне - расцветка знамён сухопутных войск, синий Андреевский крест изображён на военно-морском Андреевском флаге), по образу и подобию гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии в - 1707 годах . Однако, в отличие от официального англо-шотландского гюйса (на котором английский красный прямой крест Святого Георга доминировал над косым белым шотландским косым крестом Святого апостола Андрея Первозванного), при создании российского гюйса Пётр I главенствующую роль отдал косому кресту Святого апостола Андрея Первозванного , как на неофициальном гюйсе военных шотландских кораблей союза Англии и Шотландии. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение» . Кроме того, по мысли Петра I, Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям и поэтому в том же 1698 году учредил первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного , главной фигурой знака которого был синий косой Андреевский крест . Использование гюйса такого вида в качестве носового флага подтверждается с 1701 года .

Кроме того, практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён уже на гравюре 1704 года .

Гюйс ВМФ Российской империи

Первым Морским уставом, утверждённым Пётром I 15 января 1720 года предписывалось иметь на «ластовых» (вспомогательных) кораблях Адмиралтейства «гюйс как на воинских кораблях» .

В Первом Морском уставе в описании реестра запаса шкиперских вещей («флагов, вымпелей и флюгилей » упоминается «торговой флаг и гуис » (помимо «кейзерс флага и гуиса ») , но нет сведений о том, отличался ли гюйс торговых судов от гюйса военных кораблей.

Указом всероссийской императрицы Екатерины II от 23 сентября 1770 года было определено:

«Генерал наш Граф Алексей Орлов, находясь во флоте Нашем в Архипелаге, имел нужду принять над оным главную команду и употребить при том Наш Кайзер-флаг… Уважая по тому сие происшествие, соизволяем Мы, чтобы сей Кайзер-флаг, который он умел столь кстати и счастливо употребить, остался у него на всю его жизнь, и чтоб он, будучи на кораблях наших, мог выставлять его, когда разсудит…»

В указанном выше совместном качестве - гюйс и крепостной флаг - применялся до 1913 года, когда высочайшим повелением всероссийского императора Николая II от 7 (20) декабря , объявленным военным министром был утверждён новый образец крепостного флага (в центр был добавлен государственный орёл), который просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года :

Крепостной флаг - красного цвета с синим Андреевским крестом, окаймлённым белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом.

По средине флага, с двух сторон его, нашивается или наносится краскою Государственный герб, чёрного цвета, вышиною в 7 футов.

Размеры флага: в длину 18 футов, в ширину 9,5 футов; ширина синих полос, образующих Андреевский крест - 12 дюймов; ширина белых полос, окаймляющих Андреевский крест, - 6 дюймов; ширина белых полос, составляющих вертикальный крест, - 8 дюймов.

Гюйс ВМФ СССР

Гюйс и крепостной флаг представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к длине - один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага - 1/10.

Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища - 1/20, белой окантовки диагонального креста - 1/40.

В Военно-Морском флоте Российской Федерации поднимается ежедневно на носу (на баке) кораблей (в том числе, и на подводных лодках), одновременно с кормовым флагом, обычно, с 8 часов утра и до захода солнца.

Гюйс кораблей пограничных служб Российской Федерации

21 мая 1993 года , указом Президента России № 720 , в связи с образованием Пограничных войск Российской Федерации был утверждён гюйс для кораблей пограничных войск:

Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации - представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен тёмно-голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к его длине - один к полутора, ширины тёмно-голубой полосы к ширине флага - 1/7, ширины белой полосы вертикального креста к ширине тёмно-голубой полосы диагонального креста - 1/2, белой окантовки диагонального креста к ширине тёмно-голубой полосы - 1/4.

1 сентября 2008 года , Указом Президента России № 1278 , в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, сохранения и развития исторических традиций в области геральдики, был утверждён новый гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов Российской Федерации:

Красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой.

Отношение ширины гюйса к его длине - два к трём. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса - один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса - один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста - один к двум.

Пропорции и цвет диагонального креста стали соответствовать Военно-морскому флагу Российской Федерации, но в отличие от гюйса Военно-Морского Флота, ширина белой окантовки диагонального креста в три раза больше.

См. также

  • Военно-морской флаг РСФСР

Источники

  • Полное собрание законов Российской империи (1649-1825) - С-Пб, Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830 /ПСЗ РИ (1649-1825)/.
  • Полное собрание законов Российской империи Собрание третие. (1881-1913) - С-Пб, 1885 /ПСЗ РИ (1881-1913)/.

Примечания

  1. © Словари и энциклопедии на Академике (сайт)
  2. Д.Раскин "Русский флаг", Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» №3, 1990.
  3. Постановление правительства Латвии от 10 августа 1922 года «О латвийских государственном, торговом, должностных и отдельных учреждений флагах и флагах военных кораблей»
  4. «Kлассификация флагов» © Российская геральдическая палата
  5. Christopher Southworth "The civil jack (Pilot jack)" 11 June 2004
  6. Постановление Президиума ЦИК СССР от 29.08.1924 «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»
  7. Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.07.1932 «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»
  8. Постановление Cовмина СССР от 21.04.1964 № 334 «О военно-морских флагах СССР»
  9. Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации, введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 года № 350
  10. Seamanship Manual, 1951 - см. "Pilots flag: United Kingdom / Anchor Ball and Pilot Jack" David Prothero, 3 September 2003 © FOTW Flags Of The World website
  11. «Флаги военного флота Российской империи (часть 1). Гюйс». Last modified 17.1.2010 © Russian Centre of Vexillology and Heraldry
  12. "Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack" Mark Sensen, 27 January 1996 © FOTW Flags Of The World website
  13. "Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack", Mark Sensen, 6 June 1998 © FOTW Flags Of The World website
  14. "Pilots flag: United Kingdom. The civil jack (Pilot jack)" © FOTW Flags Of The World website
  15. Albert A. Hopkins & A. Russell Bond "Scientific American Reference Book" Munn & Co., New York. 1905
  16. "Civil Jack (The Netherlands)/Geus voor pleziervaart (Nederland)" © FOTW Flags Of The World website
  17. "Civil Jack (The Netherlands)", Mark Sensen, 6 June 1998 and 8 June 1998 © FOTW Flags Of The World website

носовой флаг судна

Альтернативные описания

Военно-морской флаг, поднимаемый на носу корабля на стоянке

Парусная оснастка

Флаг особой расцветки, поднимаемый на носу военных кораблей, когда они стоят на якоре

Форменный синий воротник с белыми полосками на матросской рубашке

Военно-морской флаг

Стояночный флаг на корабле

Флаг особой расцветки на носу военных кораблей на якорной стоянке

Военно-морской флаг

Морск. носовой военный флаг, у нас алый, с двойным синим крестом, прямым и с угла на угол, в белых коймах. Гюйс-шток, гюйсовый флагшток. нареч. так, подлинно, правда, ей; согласен, конечно; противопол. нет, не, ни-ни. Утвердительно б. ч. отвечают повторением вопроса, а не одним только да. Будешь завтра? Буду. Ходил? ходил; да, ходил. На правду мало слов: либо да, либо нет. Кому да, да, пожалуй; а нам, все нет да нет. Меж бабьим: да и нет, не проденешь иголки. Пошло на да и нет, на голословный, бездоказательный спор. Да-да-да, говорится припоминая что-либо и подтверждая. Да бишь, означает припоминание дела и поправку сказанного. Вч ера да бишь, третьего дня. Да как что не был, сиб. да чуть ли не был. Да, поди-ка ты, сделай! выражает сомнение, как бы не да, как бы не так. Да ну, пск. хорошо, ладно, так; в народе иногда отвечают ну, вм. да. Пойдешь, что ли? "Ну." Да"ть. употреб. вм. да ведь. Да"ть я говорил! Да-то, тамб. а разве нет, небось нет? Пойдешь! Да-то, или да-то нет? конечно пойду. Да, знал бы, не пошел бы. Наречие да переходит в союз пожелательный, образущий повелит. при глаг. будущего времени, и в этом знач. да всегда стоит во главе речи; или частица эта заменяет другие союзы: по, и, однако, также, еще, но ведь, разве, если; ан, лих. Один да два, три. Пойдем, да захвати топоришка. Помочь не устать, да надо дело знать. Сосватавшись, да хороша ль невеста? сеть да весло тож ремесло. Тесло да весло и то ремесло. Да придет к нам мир и согласие, да низойдет правда! Чтоб те хохлы да повыдохли! сказал москаль. чтоб те москали да их повытаскали! отвечал хохол. Справил бы однорядку с корольки, да животики коротки. рад бы в рай, да грехи не пускают. Да придет же и нам черед. Долго ждали, да дождались. Ты, да ты, да опять ты, так один ты и будешь. Да дай же и мне свою песенку спеть. Да ты был, аль не был? Да рассуди же сам, что говоришь! Пошел, да и пропал. Да хочешь, так дам. зап. губ. предлог до (к, в) произн. да: Пайдем да церкви; на юге, кур. да, в значении и, еще, произн. ды: Адин ды два, три

На этой странице использованы материалы книги А.Н.Басова "История военно-морских флагов", книги В.А.Соколова "Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР", а также писем А.Н.Басова.

Собственно военный флот появился в России только при Петре I. Флотские флаги, видимо, появились еще на учебной флотилии Петра I на Переяславском озере. Как известно, страсть Петра к мореплаванию началась с найденного им в амбаре Н.И.Романова старого английского бота. Отремонтированный бот был опробован царем на Яузе и Просяном пруде села Измайлова, но они показались ему слишком тесными. После чего Пётр перевез бот на Переяславское озеро, где под руководством мастера Карштена Бранта и других иностранных мастеров были сделаны также несколько "малых" фрегатов и яхт. Постройка Переявлавской флотилии была завершена в 1692 году.

Однако никаких объективных сведений о флагах на ботике Петра и на судах Переяславской флотилии не сохранилось. Об их внешнем виде (и даже о самом существовании таких флагов) мы можем только гадать...

В 1693 году Петр I с несколькими кораблями предпринял плавание по Северной Двине и Белому морю. На яхте Петра уже тогда был бело-сине-красный полосатый флаг с орлом.

Следующей вехой истории военного флота стал начавший строиться в 1690-х годах Азовский флот. В "Истории русского флота", описывая поход галер Азовского флота Петра I (1696), С. Елагин писал о флагах следующее: "Цвета белый, синий и красный....... весьма вероятно употреблявшиеся еще на переяславской флотилии, развевались на судах Азовского флота. Собственно название флаг хотя и встречается изредка в описных книгах, но принято еще не было. "Знамя, которое к морскому пути надобно: белое, синее, красное", и ""обыклое знамя" - вот характеристика флага, оставленная описными книгами и документами того времени. В ходу флаг носился на верхнем ноке грота-рея; на якоре, или в случае уборки мачт... он вероятно поднимался на кормовом флагштоке. Выражение "подъем флага" не существовало: "знамя", был ли то кормовой флаг или сигнальный, "ставилось" и "спускалось". Неизвестно, существовало ли отличие для флагманов, из описных книг видно только, что на галере Лефорта был флаг злато-главый, с орлом. На галере вице-адмирала на фок-мачте знамя, на грот-мачте значок, на грот-райне вымпел, на фок-рее другой вымпел".

Цитата по "История русского флота" С.Елагина, СПб, 1864 г., гл. 1. с. 40.

Появление первого военно-морского флага России связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб (указ Алексея Михайловича от 24 апреля 1669 года).

I - Крестовый флаг. Версия П. Белавенеца

Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу

История флагов во многом увлекательна в изучении. Поэтому вам наверняка будет интересно узнать, что же такое гюйс, каковы его виды и значение на кораблях нашей страны, а также немного окунуться в мировую и отечественную историю этого морского штандарта.

Что такое гюйс

Слово "гюйс" произошло от нидерланд. geus - "гез", что было названием носового флага кораблей гезов, участников антииспанской революции в Голландии. Со временем оно стало нарицательным. Сегодня гюйсом ВМФ России и других стран называется носовой судна, который вместе с военно-морским, торговым либо гражданским штандартом говорит о государственной принадлежности корабля.

Второе название гюйса - бушпритный флаг, т. к. в начале своей истории его поднимали на бушприте или специальном флагштоке, так и зовущимся - гюйсшток. Сегодня гюйс можно увидеть на баке судна. Также в настоящее время его в основном используют военные корабли, однако некоторые страны допускают гюйсы и для своих гражданских судов.

Еще один синоним гюйса, актуальный, однако, не во всех странах - это крепостной флаг, т. к. его поднимают на прибрежных крепостях и прочих важных объектах на берегу. Гюйс также именуют и стояночным флагом, ведь он определяет по большему счету пришвартованные корабли, нежели суда на ходу.

Мировая история гюйсов

Во времена Средневековья гюйсы говорили о порте приписки определенного корабля. Первым носовым флагом считается гюйс принца Оранского, о котором упоминалось в 1572 году при описании взятия гезами городка Ден-Брил, первого освобожденного от испанцев. Однако характеристики гюйса не сохранилось - есть предположение, что его вид копировал флаг Оранского дома - оранжевая, белая и синяя равные горизонтальные полосы.

Одним из самых известных гюйсов был бушпритный флаг унии Англии и Шотландии, украшавший суда в 1634-1707 годах. На символику шотландского флага Святого Андрея (белая перевернутая буква "Х" на синем фоне) была наложена символика английского флага Святого Георгия (красный крест на чисто белом фоне). Гюйс в чем-то стал прообразом будущего флага Великобритании. Развеваться он должен был только на военных кораблях, отчего гез и прозвали "Юнион Джек" ("союзный гюйс"); торговые корабли имели право располагать только флагом Святого Андрея или Святого Георгия, в зависимости от принадлежности к стране-участнице унии.

Теперь плавно перейдем к истории гюйса ВМФ России, прежде всего ознакомившись с его происхождением.

Происхождение российского гюйса

В Российской империи гюйс появился в 1658 году - после посещения Петром Первым Английского королевства в ходе Великого посольства. Флаг должен был символизировать мощь и величие молодого русского флота, оттого его вид был выбран по подобию гюйса самого могущественного морского союза - Британии и Шотландии, который мы подробно разобрали выше.

На российском же гюйсе, в отличие от символа унии, крест Андрея Первозванного доминировал над крестом Святого Георгия, а не наоборот. Сделано это было потому, что именно от Святого Андрея, по мнению Петра, Русь и обрела крещение. Также этот крест имел и символическое значение - на момент создания гюйса государство уже имело выход к четырем морям. Оттого и был утвержден первый российский орден Андрея Первозванного в виде того же четырехстороннего косого креста.

Использовать этот носовой флаг, который стал прообразом современного гюйса ВМФ России, начали в 1701 году. Его образ применялся также в качестве крепостного штандарта фортов и прочих приморских объектов.

Гюйс во времена Российской империи

В 1712 году Петр Великий указал также использовать утвержденный гюйс и в качестве кайзер-флага (кайзерс-флага) - знамени, которое поднимается на кораблях в случае наличия на оных генерал-адмирала, великих князей и прочих важных лиц. "Морской устав" 1720 года окончательно утвердил его внешний вид. Такой кайзер-флаг можно было также использовать и в качестве шлюпочного.

Гюйс по тому же "Морскому уставу", можно было поднимать не только на военных, но и на вспомогательных ("ластовых") судах, и на галерах (в этом случае крест дополнялся "косицами"). Сейчас трудно определить, использовали ли в петровское время такой носовой флаг торговые корабли.

Без каких-либо изменений утвержденный Петром Первым гюйс просуществовал до 1913 года. Тогда по приказу императора Николая II рисунок на штандарте был дополнен двуглавым орлом черного цвета, располагающимся в центре полотнища. Такого вида гюйс был действующим до Февральской революции 1917 года.

Советская власть использовала гюйсы и крепостные флаги времен империи до 1924 года, что было слегка удивительно на фоне тотального изменения исторических символов и названий. Затем штандарт претерпел ряд изменений:

  • В 1924 году петровский рисунок гюйса был дополнен белым кругом посередине, в центре которого светила красная звезда с белым серпом и молотом в своей сердцевине.
  • В 1932 году рисунок гюйса СССР был кардинально изменен. Знамя стало представлять собой красное полотнище, центр которого украшала большая пятиконечная звезда. В ее середину была помещена красная звездочка меньшего размера, внутри которой были перекрещенные белые молот и серп.
  • В 1964 году последовало незначительное изменение внешнего вида гюйса - была смещена большая белая звезда со всем своим содержанием, а также был изменен ее размер.

Последний вариант просуществовал до 1992 года - в следующем пункте мы будем говорить уже о флаге-гюйсе ВМФ России.

Гюйс Российской Федерации

Кратко просмотрим самую современную часть истории российского носового флага кораблей:

  • В 1992 году Указ президента РФ № 798 ввел новый вид военно-морского гюйса - красное полотнище с Андреевским и Георгиевским крестом, что когда-то придумал император Петр Первый. Отличие было в одном - полосы креста Андрея Первозванного были не исконно синего, а голубого цвета.
  • В 2000 году гюйсу ВМФ России был возвращен исторический цветовой вариант главного креста - синий.

Пограничные корабли РФ используют немного видоизмененный гюйс - его белая окантовка шире в три раза.

Гюйс в настоящее время

Сегодня гюйс РФ является принадлежностью только военных судов 1, 2 ранга. Его поднимают на носу (баке) кораблей и подлодок только во время стоянки.

Ну а вообще гюйс ВМФ России - что это? Как он выглядит? Современный российский носовой и крепостной флаг - это алое полотнище с белым фоновым тонким вертикальным крестом, сверх которого изображен синий диагональный (перевернутый) крест с белой окантовкой. Отношения ширины/длины следующие:

  • 1/1,5 - ширина всего гюйса к его длине;
  • 1/10 - ширина синей полосы большого креста к длине всего флага;
  • 1/20 - ширина белой полосы фонового креста к ширине всего полотнища;
  • 1/40 - ширина белой окантовки главного креста к ширине всего гюйса.

Фото гюйса ВМФ России в современном варианте вы можете разглядеть далее.

В настоящее время гюйсу в России идентичен и крепостной флаг. Хоть они оба утверждены одним нормативным актом, считать эти понятия взаимозаменяемыми не стоит - в разные времена эти термины различались по сути, а штандарты - по виду.

Использование

По ст. 628 российского Корабельного устава, гюйс можно использовать только на военных и пограничных кораблях 1 и 2 рангов. Носовой флаг поднимают на гюйсштоке на стоянках судов на бочке, якоре, швартовах.

Сегодня гюйс поднимается и опускается моряками одновременно с подъемом/спуском главного военно-морского флага государства - в 8 утра и после захода солнца. Допустимо его поднимать также на мачтах салютных береговых пунктов при запуске салютов.

Значение гюйса ВМФ России

Петр Первый неспроста, видоизменяя английско-шотландский гюйс, выделил на первое место крест Андрея Первозванного. По библейским преданиям, этот апостол был рыбаком, отчего его считают покровителем всех мореплавателей. Также считается, что он проповедовал на территории будущей Руси и даже оставил здесь два своих наперстных креста - в Киеве и в Волхове. Изображение на них и было скопировано в виде главного элемента российского гюйса.

Что касается значения цветов гюйса ВМФ России, то оно схоже с цветовой символикой главного государственного флага страны:

  • белый - непорочность, чистота, мир, совершенство;
  • красный - цвет крови защитников Родины, энергии, правого дела, силы;
  • синий - верность, постоянство, вера.

Воротник-гюйс

Кроме штандарта, гюйс ВМФ России - воротник, являющийся украшением костюма матроса. История его возникновения довольно-таки практическая. В старину устав приписывал матросам носить напудренные парики и намасленные косички из конского волоса. Этот своеобразный головной убор марал робу, что вело за собой строгое наказание матроса. Находчивые моряки стали подшивать на свой костюм под косичку-парик кожаный лоскут, который защищал одежду от загрязнения. Со временем эта нашивка трансформировалась в гюйс современного вида.

По другой версии, "предком" матросского воротника был капюшон, башлык, который моряки надевали на голову, защищаясь от непогоды. Заправляя гюйс под одежду, можно было также защититься от холодного ветра, дождя и морских брызг.

Сегодня матросский воротник делают из плотной х/б ткани темно-синего цвета, снабжая его тремя декоративными белыми полосками по бокам. Подкладка гюйса также синих оттенков. Этот воротник съемный - он снабжен петельками для пристегивания к соответствующим пуговицам на "форменке" и рабочей куртке.

Что означают полоски на гюйсе-воротнике

Выкройки гюйса ВМФ России предполагают наличие на этом воротнике трех белых тканевых полос. Их присутствие объясняют две неофициальные версии:

  • Количество полос соответствует числу самых крупных побед российского военного флота - у Гангута (1714 г.), у Чесмы (1770 г.) и у Синопа (1853 г.) Стоит отметить, что на воротничках зарубежных матросов тоже три полоски, количество которых объясняется подобным способом.
  • Количество полос символизировало приближенность той или иной эскадры к великому Петру. Так как их всего было три, то и число полосок было соответствующим. Чем больше было полос, тем больше благоволил российский император к морякам данной эскадры.

Таким образом, у гюйса что России, что других стран есть важное значение - он позволяет определить государственную принадлежность судна, находящегося на стоянке. Кроме того, вариант исполнения носового флага также указывает на то, какой корабль перед вами - военный или пограничный. Гюйсы - и штандарты, и воротники - имеют довольно интересную историю своего происхождения и последующего видоизменения.

Носовой флаг судна

Первая буква "г"

Вторая буква "ю"

Третья буква "й"

Последняя бука буква "с"

Ответ на вопрос "Носовой флаг судна ", 4 буквы:
гюйс

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гюйс

Военно-морской флаг

Флаг особой расцветки на носу военных кораблей на якорной стоянке

Военно-морской флаг, поднимаемый на носу корабля на стоянке

Воротник с полосками

(юйс) воен.-мор. флаг

Форменный синий воротник с белыми полосками на матросской рубашке

Определение слова гюйс в словарях

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от голл. Geus ≈ флаг), юйс, военно-морской флаг. Поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом (обычно с 8 ч утра до захода солнца). Г. военных кораблей СССР ≈ красное полотнище,...

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Гюйс (от - гёз, нарицательное название носового флага морских гёзов) - носовой флаг корабля или судна, который наряду с государственным, гражданским или торговым флагом или военно-морским флагом обозначает государственную принадлежность кораблей и судов....

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир Значение слова в словаре Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
морск. носовой военный флаг, у нас алый, с двойным синим крестом, прямым и с угла на угол, в белых коймах. Гюйс-шток, гюйсовый флагшток.

Примеры употребления слова гюйс в литературе.

Питер ван Гюйс выписал ее столь мастерски и детально, что фигуры - так же, как и остальные изображенные предметы, - казались объемными и словно бы выступали из плоскости картины.

По-видимому, Беатрису рисовали и раньше, поскольку, как указывается в одном документе, который цитирует Пижоан, ван Гюйс некоторое время был в Остенбурге придворным живописцем.

В душе ее боролись ван Гюйс и воспоминания, ничего общего не имевшие с причиной ее прихода к Альваро.

Весь его облик дышал достоинством и благородством, и ван Гюйс явно намеренно подчеркнул это целым рядом деталей.

Если бы ван Гюйс , создавая эту картину, задался целью выделить фигуру герцога Фердинанда Остенбургского - которому, вне всякого сомнения, подобная честь должна была бы принадлежать в силу его более высокого положения, - ему следовало бы, согласно правилам, поместить ее в точке золотого сечения, а не в левой части композиции.