Страницы истории. Особенности анфиладной планировки Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу

30.07.2023

Верный способ сделать интерьер легким и воздушным или бессмысленная потеря квадратных метров? Разбираем преимущества и недостатки анфиладной планировки

Анфиладная планировка была популярна во времена классицизма и второго барокко, то есть при Пушкине и Толстом. По своему устройству это ряд смежных комнат, дверные проемы в которых расположены на одной оси. Минимальное число комнат, входящих в анфиладу – три. Такую планировку можно сделать и в современном доме, но есть ли в этом смысл? О плюсах и минусах анфилады рассказывают дизайнер Ирина Крашенинникова и архитектор Елена Соловьева.

Квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее.

Перед тем, как прийти в школу дизайна интерьера «Детали», окончила философский факультет. Важной составляющей работы дизайнера считает поиск верной стилистики, позволяющей делать вневременные, рациональные и позитивные интерьеры.

Разделив площадь квартиры на комнаты и «нанизав» их, как бусины на нитку, на одну ось, вы любую квартиру делаете визуально больше. А если сделать анфиладу с круговым обходом, то не только ваши глаза будут видеть большую площадь, но и ноги будут проходить большее расстояние.

Ваши ноги, раз за разом обходя квартиру по кругу, будут сообщать мозгу об этом и вам будет казаться, что квартира ваша в два раза просторнее, какой бы площади она ни была. И это главный плюс анфиладной планировки.

Второй плюс: квартира с анфиладной планировкой всегда светлее и воздушнее, так как вы сможете видеть свет не одного окна в каждой комнате, а череды окон.

Третий плюс: квартиры с анфиладой объединяют семьи, ведь никто не может остаться в изоляции, закрывшись в своей комнате, все ходят через соседние комнаты, все общаются, обнимаются и чувствуют себя одной дружной семьей.

Из последнего плюса анфилады вырастает ее главный и, на мой взгляд, единственный минус. В квартире с анфиладной планировкой трудно уединиться. Но этот недостаток легко компенсируется все тем же круговым обходом.

Если вам удастся спроектировать «служебный» коридор, идущий параллельно анфиладе, то любую из комнат можно закрыть и обойти ее по коридору. Коридор этот, кстати, может быть не просто коридором, а тоже анфиладой, в которой можно разместить подсобные помещения: гардеробную, кладовую и ванную комнату, замыкающую вторую анфиладу.

В своем проекте «Северный свет» я использовала анфиладную планировку, чтобы функционально зонировать квартиру, разделив ее на взрослую и детскую «половины». А также чтобы проявить особенный красивый свет, льющийся из множества окон этой квартиры.

В малогабаритной квартире эту историю не разыграть.

Сооснователь Artburo, занимается проектированием частных и общественных пространств. Считает, что в интерьерном дизайне нет незначительных деталей: важен не только рисунок лестницы, но и форма дверных ручек.

Как работать с анфиладной планировкой? Все зависит от индивидуальных пожеланий. Учитывается количество человек в семье, количество детей. Но какими бы ни были пожелания заказчика, всегда сохраняется главный принцип: гостиная – это центральное помещение анфилады. Поэтому ванные комнаты, гардеробные, спальни и детские смещаются в дальний блок (и могут образовывать свою анфиладу). Центральной же в доме остается так называемая парадная анфилада: зал – гостиная – кабинет.

В нашей практике было несколько проектов с анфиладной планировкой и однажды нам довелось даже поработать с классическим пространством, где применялась анфиладная планировка. Мы восстанавливали старинную усадьбу, оригинальной планировки не сохранилось, чертежей тоже не осталось, поэтому мы работали, можно сказать, с чистого листа, применяя принципы анфиладной планировки к современным реалиям.

На первом этаже комнаты были объединены в анфиладу с соблюдением всех принципов, и там получилась парадная анфилада: зал, овальная гостиная, парадная столовая – комнаты, предназначенные для большого количества людей, для приемов.

А второй этаж – это хозяйская часть, и здесь потребовалось вносить коррективы, отступая от канонов, потому что заказчики хотели современное пространство, комфортное для жизни их семьи. Поэтому мы ушли от классической планировки, где кабинет был внизу, а спальня была изолированной. Мы соединили кабинет, спальню и присоединили к ним ванную и гардеробную. То есть проходной оказалась спальня.

Второй проект – мансардное помещение, где анфиладная планировка оказалась оптимальным решением для требований заказчика: семья с детьми, и нужно было общее пространство для того, чтобы все члены семьи могли быть вместе, рядом.

- (франц. enfilade, от enfiler нанизывать, ставить рядами). 1) длинный сквозной ряд комнат, арок, колонн по прямой линии. 2) обстреливание неприятеля вдоль фронта. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

анфилада - ы ж. enfilade f. 1. воен., форт. Расположение войск или укреплений, дающее возможность стрельбы сбоку вдоль фронта, укреплений и т. п. Сл. 18. Анфилада есть расположение войска или место для укрепления так лежащее, что виден или открыт пост по… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (комнат) длинный ряд (комнат) Ср. Ломоносов прошел анфиладой комнат, мимо опять подобострастно склонявшихся голов. Данилевский. Мирович. 14. Ср. Enfilade прямое прохождение (en fil), как нитка, прямо продеваемая в иголку. См. ног под собой не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

АНФИЛАДА, анфилады, жен. (от франц. enfilade ряд вытянутых в нить предметов). 1. Длинный, сквозной ряд комнат, у которых двери или арки расположены по одной линии. 2. Стрельба вдоль линии неприятельского фронта или укреплений (воен.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

АНФИЛАДА, ы, жен. Длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах, больших домах. | прил. анфиладный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- (франц. enfilade, от enfiler нанизывать на нитку), ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, что создаёт сквозную перспективу интерьера. (Источник: «Популярная художественная… … Художественная энциклопедия

Расположение арок, комнат и дверей по прямой линии … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- (франц. enfilade, от enfiler нанизывать на нитку), анфиладное построение, ряд залов, комнат, последовательно примыкающих друг к другу; входные проёмы обычно расположены по одной оси (см. рис.). Анфилада … Большой энциклопедический политехнический словарь

Ы; ж. [франц. enfilade]. Длинный сквозной ряд проходных комнат или залов, дверные проёмы которых расположены по одной оси. ◁ Анфиладный, ая, ое. А ые комнаты. * * * анфилада (франц. enfilade), ряд примыкающих друг к другу помещений, дверные… … Энциклопедический словарь

анфилада - ы, ж. Длинный сквозной ряд проходных комнат или залов, двери которых расположены по одной линии, обычно во дворцах, старинных зданиях. У Обломова было четыре комнаты, то есть вся парадная анфилада (Гончаров). Родственные слова: анфила/дный… … Популярный словарь русского языка

Гостиная. Кожаное кресло, Brocantique. Рядом с ним - круглый стол Cicognino, дизайн Франко Альбини для Cassina. В центре - стол Trinity, Baxter. У окна - стол Button, B&B Italia, и настольная лампа Bulb, Ingo Mauer. Диван и кресло Raffles, дизайн Вико Маджистретти для De Padova. Торшер Gräshoppa, Gubi. Люстра Nimba, Santa & Cole. мраморный каминный портал (1,8 х 2,7 м), XVII век.

«Есть три элемента успеха проекта: правильное место, хороший бюджет и мудрый заказчик, - говорит архитектор . - Хозяин этого подмосковного дома как раз такой. Он не испугался того, что я принципиально не делаю рендеров интерьера, так как считаю это занятие совершенно бессмысленным. Заказчик легко читал чертежи, разрезы и планы, хотя, по моей статистике, этой способностью обладают десять процентов людей, остальные только делают вид. И если первые представления клиента о красоте интерьера сводились к тяжелой классике, лепнине и хрусталю, то через пару месяцев он прекрасно ориентировался в современном дизайне, увлеченно обсуждал со мной радиус скругления перехода от стены к потолку и без всяких рендеров понимал, что этот прием создает эффект воздушного купола и в разы увеличивает объем комнат».

Фрагмент гостиной. Стол Guéridon, дизайн Жана Пруве, Vitra. Настольная лампа Pipistrello, дизайн Гаэ Ауле­нти для Martinelli Luce. Диван Myworld, дизайн Филиппа Старка для Cassina. Бра из бронзы и оникса по эскизу Ладзаро Рабони.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Дом общей площадью около двух тысяч метров расположен на лесном участке в окружении больших деревьев. Наполнить комнаты светом помогла анфиладная планировка. Распашные, как в старых усадьбах, двери в некоторых помещениях сделаны откатными. Классические принципы симметрии также решены на современный манер. Если по одной стороне камина в столовой расположена дверь, то с другой - ее ответная часть в виде облицованного зеркалом глухого проема. Такое же решение использовано в оформлении лестницы, где одно круглое отверстие - это сквозной проем в коридор, а второе - опять-таки зеркало. Мягкое освещение гостиной создают арочные окна, которые перекликаются с плавными линиями светильников и потолочных карнизов, и шторы из тонкого льна, который хозяин привез из Латвии.

Столовая. Откатная дверь справа от французского камина XIX века ведет в гостиную. Слева - зеркальный проем той же формы, что дверь. Над камином - работа Григория Майофиса. Ореховый шкаф, XIX век, Officina Antiquaria. Торшер AJ Royal, дизайн Арне Якобсена, Santa & Cole. Бра и обеденный стол из ореха сделаны по чертежам архитектора Ладзаро Рабони. Подвесные светильники Skygarden, дизайн Марселя Вандерса для Flos. Стулья Neve, дизайн Пьеро Лиссони для Porro. Напольные часы, антиквариат. Каминный портал из каррарского мрамора, конец XIX века. Купленные заказчиком шторы из тонкого латвийского льна дают мягкий рассеянный свет.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Ограждения лестницы сделаны по эскизам архитектора Ладзаро Рабони. Круги на стене, один из которых - это открытый проем в коридор, а другой - зеркало, создают интересную игру с пространством. Похожий прием использован в интерьере гостиной. Люстра, Henge. Краска для стен, Farrow & Ball.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

«Паркет во всех комнатах одинаковый, а в отделке стен и потолков использовано пятнадцать сложных оттенков серого цвета, которые глазом воспринимаются как единая оболочка-кокон, - продолжает Ладзаро Рабони. - Это позволило создать универсальный фон, способный впитывать в себя, словно губка, предметы разных времен и стилей, благодаря чему микс из современного дизайна, винтажной и антикварной мебели выглядит тактично и мягко. Холодную цветовую гамму дополнительно смягчают плавные архитектурные формы и созвучные им арочные проемы и окна».

Прекрасно оборудованная музыкальная студия на втором этаже - дань увлечениям хозяина. Стена с отделкой из акустических ореховых панелей украшена коллекцией автографов великих музыкантов. Винтажная консоль для музыкальной аппаратуры куплена в Америке. Известно, что всего таких было выпущено тысяча экземпляров, а первый приобрел Фрэнк Синатра.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Кабинет. Письменный стол и стеллажи Bourgeois oт Baxter. Кресло Lobby, дизайн Чарльза и Рэй Имc, Vitra. Торшер Do With, дизайн Карло Коломбо, Oluce. Настольная лампа, винтаж.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Пятнадцать оттенков серого цвета воспринимаются как единый фон благодаря игре светотени

По просьбе хозяина основные приватные помещения расположены на первом этаже. Комнаты переходят одна в другую по принципу анфилады и имеют боковые выходы в длинный коридор-галерею. Причем анфиладная планировка применена не только в связке гостиная-столовая-кухня. Парадные откатные двери ведут из спальни в ванную, которая оформлена как полноценная комната с люстрой и мягкой мебелью.

Спальня хозяев расположена на первом этаже. Кровать Ermes, дизайн Родольфо Дордони для Flou. Тумбочки Sama, Flou. Банкетка Track, дизайн Давида Лопеса Кинкосеса, Living Divani. Бра, Gubi. Лаконичный карниз из гипса в виде скругленного перехода от стены к потолку радиусом 55 см создает эффект воздушного купола и зрительно увеличивает объем комнаты.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Ванная комната хозяев. Потолочный светильник Zeppelin, дизайн Марселя Вандерса для Flos. Черный столик Cicognino, дизайн Франко Альбини для Cassina. Кресла, винтаж, галерея Officina Antiquaria. Раздвижные двери покрашены лаковой эмалью с эффектом патины.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Масштаб гостиной задает огромный, в человеческий рост, камин из красного мрамора. «Роскошный каминный портал конца XVII века нашли в Италии, - говорит архитектор. - Но так как размер - 1,8 на 2,7 метра, казался прямо-таки вызывающим и требовал запаса дров с „пол-Сибири“, то я решил уменьшить его пропорции и размер топки. Для этого встроил в камин внутренний портал из черного мрамора и соединил всю композицию напольной плитой, выполненной из цельного камня».

Антикварные камины добавили современному дому истории и уюта
Фрагмент кабинета. Винтажный каминный портал из латуни архитектор дополнил плинтусом и напольной панелью из того же металла. На стене - работа Григория Майофиса. Краска для стен, Farrow & Ball.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Многие детали интерьера - обеденный стол из ореха, все бра, ограждения лестницы, фурнитура дверей и даже карнизы для штор - выполнены по чертежам архитектора. «Это та самая причина, по которой я считаю бессмысленным делать 3D-картинки интерьеров на первом этапе проекта, - замечает Ладзаро. - Если хочешь сделать хорошо, невозможно все предугадать наперед. Работы по этому дому велись четыре года, в течение которых, как я уже говорил, заказчик изменил свои представления об идеальном доме. Он проделал огромный путь от традиционной классики до классики современного дизайна, и что-то мне подсказывает, что он на верном пути...»

Фрагмент спальни хозяев. Кресло и секретер, винтаж.

Фото: ДЖОРДЖО ПОССЕНТИ (GIORGIO POSSENTI)

Нестандартная планировка этой небольшой квартиры поставила перед оформителями целый ряд проблем, решить которые стало возможным, только приложив максимум фантазии и знаний о том, как правильно организовать пространство. На примере этих нескольких фотографий мы с вами рассмотрим, как из узкой, длинной всего с двумя окнами квартиры, площадь которой составляет всего 35 квадратов, сделать уютное и стильное жильё. Основной задачей во время перепланировки и ремонта было максимально использовать имеющие преимущества в виде нескольких ниш в стене и решить проблему естественного освещения. Какое нашли решение, и что из этого получилось вы и узнаете из этой статьи. Наверняка, какие то приёмы вы возьмёте себе на вооружение.

Любую квартиру, в которой меньше 40 м.кв. можно считать малогабаритной. Дополнительные сложности возникают, если квартира имеет не совсем стандартную планировку. В нашем случае пришлось столкнуться с проблемой, когда в квартире, площадью в 35 м.кв. всего два окна, да и те расположены на противоположных концах квартиры, на торцевых стенах - одно рядом с входной дверью, а второе в спальне. Ко всему прочему планировка квартиры оставляет желать лучшего. Естественно встал вопрос о том, какой выбрать дизайн интерьера двухкомнатной квартиры не только чтобы он был современным, но и чтобы комнаты были светлыми и солнечными. Единственно правильным решением при перепланировании такого узкого пространства было, использовать анфиладный принцип расположения отдельных комнат. "Несколько советов как визуально увеличить маленькую спальню" "Интерьеры для детских комнат маленькой площади" "Небольшая квартира с гардеробной и кухней - столовой" "Маленькая однокомнатная квартирка с балконом и камином" "Маленький стеклянный дом среди равнины на берегу океана. "

Единственно правильным решением при перепланировании такого узкого пространства было, использовать анфиладный принцип расположения отдельных комнат. Несколько советов как визуально увеличить маленькую спальню Интерьеры для детских комнат маленькой площади Небольшая квартира с гардеробной и кухней - столовой Маленькая однокомнатная квартирка с балконом и камином Маленький стеклянный дом среди равнины на берегу океана.

Дополнительные сложности возникают, если квартира имеет не совсем стандартную планировку. В нашем случае пришлось столкнуться с проблемой, когда в квартире, площадью в 35 м кв. всего два окна, да и те расположены на противоположных концах квартиры, на торцевых стенах - одно рядом с входной дверью, а второе в спальне. Ко всему прочему планировка квартиры оставляет желать лучшего. Естественно встал вопрос о том, какой выбрать дизайн интерьера двухкомнатной квартиры не только чтобы он был современным, но и чтобы комнаты были светлыми и солнечными. Единственно правильным решением при перепланировании такого узкого пространства было, использовать анфиладный принцип расположения отдельных комнат. Несколько советов как визуально увеличить маленькую спальню Интерьеры для детских комнат маленькой площади Небольшая квартира с гардеробной и кухней - столовой Маленькая однокомнатная квартирка с балконом и камином Маленький стеклянный дом среди равнины на берегу океана. Michail Rybakov

Что бы было понятнее, анфилада - в переводе с французского звучит как «в ряд по ниточке». В архитектуре - это ряд помещений, расположенных по одной продольной оси, то есть идут друг за другом. Входная дверь открывает нам небольшую гостиную, за ней расположились кухня, ванная комната и замыкает череду помещений спальня. Второй проблемой в этой квартире является малое количество окон. Увеличить диффузию естественного освещения можно за счёт светлой отделки в интерьере, зеркал, прозрачных перегородок и дверей из матового стекла. "Раздвижные межкомнатные двери" "Межкомнатные двери" "Установка дверей купе " "Устанавливаем дверь книжку" "Двери гармошка пластиковые" "Двери жалюзи. Виды и способы установки" "Дверь своими руками" "Как установить дверь" Таким образом - окно в гостиной даёт освещение и для помещения кухни, а окно в спальне освещает и ванную комнату.

Гостиная, компактного размера разместила в себе мягкий небольшой диван и модульная мебель белого цвета. Квартира расположена в постройке 20-х годов прошлого столетия. Планирование ремонта квартиры начали с выбора отделочных материалов. Так как стены были не совсем ровными, к тому же в них имелось несколько глубоких ниш, отделку решено было сделать с помощью гипсокартона. Работа с этим материалом не требует тщательной подготовки базовой поверхности. Не требует она и особых навыков. На нашем сайте есть немало статей, из которых вы сможете почерпнуть необходимые знания."Стены из гипсокартона" "Потолок из гипсокартона с подсветкой" "Как сделать потолок из гипсокартона" "Двухуровневые потолки из гипсокартона" "Гипсокартонные потолки в спальне" "Арка из гипсокартона. Установка и фото" "Установка гипсокартонной перегородки" "Многоуровневые гипсокартонные потолки"

Установка и фото Установка гипсокартонной перегородки Многоуровневые гипсокартонные потолки

Работа с этим материалом не требует тщательной подготовки базовой поверхности. Не требует она и особых навыков. На нашем сайте есть немало статей, из которых вы сможете почерпнуть необходимые знания. Стены из гипсокартона Потолок из гипсокартона с подсветкой Как сделать потолок из гипсокартона Двухуровневые потолки из гипсокартона Гипсокартонные потолки в спальне Арка из гипсокартона. Установка и фото Установка гипсокартонной перегородки Многоуровневые гипсокартонные потолки Michail Rybakov

Для напольного покрытия использовали ламинат под натуральное розовое дерево. В тон к нему была подобрана и краска для финишной отделки стен. Если для окрашивания стен достаточно было скрыть швы между гипсокартонными листами, то перед монтажом ламината необходимо было подготовить поверхность пола. При необходимости следует сделать новую стяжку. Есть несколько вариантов укладки ламината. Самый простой это замковый способ. Если вы не занимаетесь ремонтом квартир на профессиональном уровне, и у вас нет необходимых навыков, при выборе ламината обращайте внимание на способ его укладки. "Ламинат или линолеум что лучше" "Укладка ламината своими руками" "Ламинат в интерьере" "Глянцевый ламинат" "Пробковая подложка под ламинат" "Как правильно укладывать ламинат" "Инструмент для укладки ламината, ковролина, паркета"

Если вы не занимаетесь ремонтом квартир на профессиональном уровне, и у вас нет необходимых навыков, при выборе ламината обращайте внимание на способ его укладки. Ламинат или линолеум что лучше Укладка ламината своими руками Ламинат в интерьере Глянцевый ламинат Пробковая подложка под ламинат Как правильно укладывать ламинат Инструмент для укладки ламината, ковролина, паркета


Если для окрашивания стен достаточно было скрыть швы между гипсокартонными листами, то перед монтажом ламината необходимо было подготовить поверхность пола. При необходимости следует сделать новую стяжку. Есть несколько вариантов укладки ламината. Самый простой это замковый способ. Если вы не занимаетесь ремонтом квартир на профессиональном уровне, и у вас нет необходимых навыков, при выборе ламината обращайте внимание на способ его укладки. Ламинат или линолеум что лучше Укладка ламината своими руками Ламинат в интерьере Глянцевый ламинат Пробковая подложка под ламинат Как правильно укладывать ламинат Инструмент для укладки ламината, ковролина, паркета Michail Rybakov

Переход между гостиной и помещением кухни подчёркивают ступени с вмонтированными точеными светильниками. Кухня занимает центральное пространство в квартире. Здесь нет окон, поэтому для отделки выбраны только светлые оттенки. Глянцевая кухонная мебель белого с двойными рядами шкафов отражают свет своей блестящей поверхностью, создавая впечатление наполненного солнечным светом пространства. Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой. "Качественная покраска - красивые стены в квартире" "Покраска стен водо эмульсионной краской" "краска для стен" "Покраска потолка" "Покраска стен в ванной комнате" "Как шпаклевать стены под покраску" "Виды краскопультов" В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене. "Рисунки на стенах - доступная уникальность" "Трафареты и росписи на обоях под покраску" для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит. Из статей на нашем сайте вы сможете более подробно узнать, как и какой кондиционер выбрать для квартиры или частного дома. "Выбираем кондиционер"

Из статей на нашем сайте вы сможете более подробно узнать, как и какой кондиционер выбрать для квартиры или частного дома. Выбираем кондиционер


Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. . Из статей на нашем сайте вы сможете более подробно узнать, как и какой кондиционер выбрать для квартиры или частного дома. Выбираем кондиционер Michail Rybakov

Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит


Michail Rybakov

Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит


Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит. Michail Rybakov

Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит


Шкафы не имеют ручек. Этот приём используют дизайнеры для того, что бы минимизировать визуальное восприятие шкафов. В глубокой нише расположили холодильник и мини-прачечную. Стены на кухне белого цвета покрыты водостойким лаком с матовой шелковистой структурой Качественная покраска - красивые стены в квартире Покраска стен водоэмульсионной краской краска для стен Покраска потолка Покраска стен в ванной комнате Как шпаклевать стены под покраску Виды краскопультов В обеденной зоне изящный стол со стеклянной столешницей, стильные современные полипропиленовые стулья дополнены необычным светильником и росписью на стене Рисунки на стенах - доступная уникальность Трафареты и росписи на обоях под покраску для кондиционирования и отопления квартиры, так как площадь её совсем невелика была выбрана система компакт-сплит. Michail Rybakov

Ванная комната разделена на три функциональные зоны. Часть стены между спальней и ванной комнатой сделана из прозрачного стекла и позволяет естественному освещению от окна в спальне проникать и в это помещение. Противоположная от неё стена окрашена в белоснежный цвет и оборудована навесными шкафами с зеркальными дверками. Это не только визуально расширяет пространство, но и, отражая попадающий на них свет, создаёт в ванной светлую и солнечную атмосферу."Зеркала гостиной столовой в стиле хай тек. " "Зеркала в интерьере" "Туалетный столик с зеркалом" "Зеркало для ванной комнаты" "Зеркальные коридоры и мозаика в маленькой ванной" "Зеркала в интерьере коридоров и прихожих" В качестве напольного покрытия для ванной выбрали керамическую плитку с морской тематикой цвета золотистого песка. Для стен использовали небольшого размера кафельную плитку глубокого шоколадного цвета. Если у вас стены в ванной неровные, с нишами, выступающими краями, лучше выбирать кафельную плитку вот такого небольшого размера. Её легче разложить на поверхности и в труднодоступных местах, к тому же отходов от подрезки будет намного меньше. "Укладываем плитку в ванной комнате" "Затирка швов керамической плитки" "Керамическая плитка для кухни и ванной " "Укладка напольной плитки в ванной комнате" "Кафельная плитка для пола" В одной из ниш оборудован практически незаметный шкаф с раздвижными дверями для хранения моющих средств и принадлежностей для уборки.

В ванной комнате использовано несколько видов кафельной плитки различного размера, цвета и фактуры. Игра на контрасте цветов и размеров создают невероятно стильное и впечатляюще дорогостоящее оформление. На самом деле по материальным затратам использование нескольких видов кафеля не будет стоить столько же как и одного вида. И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Ну а как самостоятельно уложить мозаику и кафельную плитку в ванной вы можете узнать из наших статей. "Напольная мозаика" "Мозаика в интерьере" "Правильно укладываем мозаику" "Мозаика своими руками" "Плитка мозаика для кухни" "Плитка для ванной комнаты мозаика"

Ну а как самостоятельно уложить мозаику и кафельную плитку в ванной вы можете узнать из наших статей. Напольная мозаика Мозаика в интерьере Правильно укладываем мозаику Мозаика своими руками Плитка мозаика для кухни Плитка для ванной комнаты мозаика


Её легче разложить на поверхности и в труднодоступных местах, к тому же отходов от подрезки будет намного меньше Укладываем плитку в ванной комнате Затирка швов керамической плитки Керамическая плитка для кухни и ванной Укладка напольной плитки в ванной комнате Кафельная плитка для пола В одной из ниш оборудован практически незаметный шкаф с раздвижными дверями для хранения моющих средств и принадлежностей для уборки В ванной комнате использовано несколько видов кафельной плитки различного размера, цвета и фактуры. Игра на контрасте цветов и размеров создают невероятно стильное и впечатляюще дорогостоящее оформление. На самом деле по материальным затратам использование нескольких видов кафеля не будет стоить столько же как и одного вида. И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Ну а как самостоятельно уложить мозаику и кафельную плитку в ванной вы можете узнать из наших статей. Напольная мозаика Мозаика в интерьере Правильно укладываем мозаику Мозаика своими руками Плитка мозаика для кухни Плитка для ванной комнаты мозаика Michail Rybakov

И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле

Её легче разложить на поверхности и в труднодоступных местах, к тому же отходов от подрезки будет намного меньше Укладываем плитку в ванной комнате Затирка швов керамической плитки Керамическая плитка для кухни и ванной Укладка напольной плитки в ванной комнате Кафельная плитка для пола В одной из ниш оборудован практически незаметный шкаф с раздвижными дверями для хранения моющих средств и принадлежностей для уборки В ванной комнате использовано несколько видов кафельной плитки различного размера, цвета и фактуры. Игра на контрасте цветов и размеров создают невероятно стильное и впечатляюще дорогостоящее оформление. На самом деле по материальным затратам использование нескольких видов кафеля не будет стоить столько же как и одного вида. И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Michail Rybakov

Спальня в этой квартире совсем небольшая по площади. Тем не менее, здесь разместили просторный гардеробный шкаф. "Гардеробная в детской комнате" "50 вариантов оформления гардеробных комнат и шкафов" "Шкаф купе своими руками. фото. " "Делаем своими руками гардеробную из кладовки и ниши. " "Оригинальная спальня с гардеробной и выходом на террасу" Обращает на себя внимание кровать из белой лакированной древесины. При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати. "Детская кровать подиум с книжным шкафом" В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов. Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу.

Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу.


И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Спальня в этой квартире совсем небольшая по площади. Тем не менее, здесь разместили просторный гардеробный шкаф Гардеробная в детской комнате 50 вариантов оформления гардеробных комнат и шкафов Шкаф купе своими руками фото Делаем своими руками гардеробную из кладовки и ниши Оригинальная спальня с гардеробной и выходом на террасу Обращает на себя внимание кровать из белой лакированной древесины. . Сочетание цветов в интерьере оранжевый, зелёный, белый создают в помещении солнечную и тёплую атмосферу. Michail Rybakov

При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати Детская кровать подиум с книжным шкафом В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов


Michail Rybakov

При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати Детская кровать подиум с книжным шкафом В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов


И даже отделка вокруг ванны мозаикой смотрится намного дороже, чем на самом деле. Спальня в этой квартире совсем небольшая по площади. Тем не менее, здесь разместили просторный гардеробный шкаф Гардеробная в детской комнате 50 вариантов оформления гардеробных комнат и шкафов Шкаф купе своими руками фото Делаем своими руками гардеробную из кладовки и ниши Оригинальная спальня с гардеробной и выходом на террасу Обращает на себя внимание кровать из белой лакированной древесины. При недостатке площади, что бы ни занимать и без того небольшое пространство излишней мебелью, такая кровать, с выдвижными ящиками придётся как нельзя кстати Детская кровать подиум с книжным шкафом В спальне, как и во всей квартире для отделки были выбраны светлые оттенки, а в качестве ярких акцентов использовали подушки и покрывала ярких цветов.

Глава 3. Планировки

Мы с вами прошлись по улицам старого Петербурга, мимоходом взглянув на фасады доходных домов. Сейчас предлагаю заглянуть во дворы, разобраться с запутанными дворовыми флигелями, подняться на этажи, зайти в квартиры. Где-то путешествие наше будет воображаемым, в котором нам помогут письменные источники, ведь совсем не сохранились деревянные доходные дома. Из каменных доходных домов без капитального ремонта остались лишь самые поздние по постройке и самые фешенебельные - около 23 % домов Петербурга не прошли капитального ремонта. Причем с каждым годом их становится все меньше и меньше. Вот по этим домам, чудом сохранившим дух старопетербургских квартир, путешествие наше может быть вполне реальным.

Особенно хорошо сохраняется структура старых дворов. За редким исключением обычно даже вновь возводимые вместо разрушенных дворовых флигелей дома повторяют конфигурацию старых фундаментов. Поэтому мы можем соприкоснуться с чудными лабиринтами подлинных петербургских дворов. Проходными дворами можно легко пересекать целые кварталы. Дворы разные по величине и конфигурации: квадратные и прямоугольные, трапециевидные, шести- и восьмигранные, и даже овальные эпохи модерна. Приглашаю вас из лестничных окон заглянуть и в световые дворики, чья площадь иногда чуть больше 4 кв. м (1 кв. сажень).

ГОРОДСКИЕ ДВОРЫ

В последней трети XVIII века и в первой половине XIX века доходный дом возводился вдоль улицы в размере участка. Боковые стены делались глухими, то есть без окон, чтобы соседний дом можно было пристроить вплотную, как того требовала сплошная застройка улиц «единою фасадою». Эти глухие стены, возведенные из огнеупорного кирпича для предупреждения распространения пожара с одного здания на другое, назывались «брандмауэры» (от нем. brandmauer - пожарная стена). Окна парадных комнат выходили на улицу, а окна личных помещений смотрели во двор, окруженный по периметру хозяйственными постройками - сараями, конюшнями, дровяниками. Все они имели вход со двора, а к границам участка выходили тыльной стороной.

Во второй половине XIX века, особенно в центральных районах, из-за возрастающей плотности городской застройки стал быстро распространяться иной тип двора, где место хозяйственных построек заняли жилые флигеля. Часть необходимых сараев вытеснялась на середину двора, часть встраивалась в жилые корпуса в качестве подвального этажа (прачечные, ледники, погреба) или первого этажа (каретные сараи).

Если ширина участка была до 20 метров, то возводили только один боковой флигель, дом принимал на плане очертания буквы «Г» (рис. 1А); если позволяла длина участка, к боковому флигелю пристраивали флигель, параллельный уличному, и план дома становился похожим на букву «С» (рис. 1Б). Если ширина участка составляла более 20 метров, то двор заключался в замкнутое каре с двумя боковыми флигелями. Такая застройка называлась «периметральной» (рис. 1В) и являлась наиболее распространенной.

Крупные удлиненные участки позволяли возводить двусторонние поперечные дворовые флигеля, делавшие единое дворовое пространство на анфиладу дворов, соединенных проездными арками (рис. 1Г) (например, Гагаринская ул., 3). Иногда строение имело два уличных фасада, занимая внутриквартальное пространство между двумя параллельными улицами. Так образовывались знаменитые петербургские проходные дворы (например, наб. р. Мойки, 20, - Б. Конюшенная ул., 11; Кирочная ул., 14, - Фурштатская ул., 13).

Когда участок имел достаточно большую ширину, то внутри дворового пространства возводились тоже двусторонние крестовидные дворовые флигеля (рис. 1Д), создававшие несколько параллельных анфилад дворов, соединенных между собой проездными арками.

Значительно реже встречаются примеры планировки внутренних флигелей не по периметру, а в центре участка, образуя в плане два открытых двора: «Т»-образные (рис. 2А) и «Н»-образные (рис. 2Б). Такая планировка дворов позволяла размещать и в дворовых флигелях комнаты в два ряда, хотя из окон открывался вид на близкую глухую стену соседнего домовладения.

Курдонер - открытый в сторону улицы двор. Подобную планировку доходных домов начали интенсивно практиковать на рубеже XIX и XX веков. Домовладельцы, естественно, хотели получать максимальную прибыль, а именно курдонер давал возможность увеличить длину «парадного» фасада в два или в два с половиной раза и, соответственно, умножить количество дорогих квартир.

Плотность застройки в середине XIX века ограничивалась правительством. Так, по Строительному уставу 1857 года двор должен был иметь площадь не менее 30 кв. сажень (135 кв. м) с расстояниями между флигелями не менее 3 саженей (6,4 м), если противоположная стена была без окон; и 6 саженей (12,8 м), если окна выходили во двор с обеих сторон. Но эти нормы касались лишь одного двора домовладения, все другие дворы могли быть еще меньше - от 4 кв. саженей (18 кв. м), поскольку расстояние между многоэтажными каменными флигелями не допускалось менее 2 саженей (4,26 м). Именно такие дворы стали именоваться «дворами-колодцами».

Все дворы по тому же уставу должны сообщаться с улицей или с другими дворами проездами шириной не менее 4,5 аршин (более 3 м).


Световые дворики, в отличие от обычных дворов, не соединялись проездными арками, и попасть в них можно было только через дверь с черной лестницы (иногда - лишь через окно). Использовались они только для освещения - в них выходили окна хозяйственных помещений квартир (кухонь, коридоров, отхожих мест, чуланов). Чаще всего они располагались в углах домовладения, где сходились перпендикулярные флигеля. Площадь световых двориков, или световых колодцев, должна быть не менее 1 кв. сажени (то есть менее 5 кв. м).


ВНУТРИДОМОВАЯ И КВАРТИРНАЯ ПЛАНИРОВКИ

Дома галерейного типа

Сначала доходные дома попробовали строить с галереями, располагавшимися по периметру двора (тип дома, заимствованный из Европы). Например, дома 1 и 3 на Мучном переулке, построенные в конце XVIII века П.С. Садовниковым. С открытых галерей имелся вход в квартиру, а иногда и в каждую комнату (Мучной пер., 9).

Вот как описывает Д.В. Григорович в главе 3 «Петербургских шарманщиков» галерейную планировку: «Маленький двухэтажный деревянный дом, выкрашенный всегдашнею зелено-грязною краскою и возвышающийся в углу темного двора, служит им убежищем. Наружность такого рода строений облеплена обыкновенно галереей, на которую с трудом взбираешься по шаткой лестнице».

Из-за холодного климата галереи в Петербурге не прижились, несмотря на то что их даже пытались застеклять (наб. р. Фонтанки, 84). Преимущество галереи как своеобразного общего коридора не ценилось петербуржцами, привыкшими к анфиладам и не испытывавшими в проходных комнатах ни малейшего неудобства.

Анфиладная планировка

Уличный корпус всегда строился двусторонним, то есть его окна выходили на улицу и во двор. В каждой квартире было по две параллельных анфилады комнат. Вдоль уличного фасада шла парадная анфилада, во двор выходили окна также анфилад но расположенных жилых комнат. Комнаты двух анфилад сообщались и между собой. Такие двусторонние квартиры (рис. 1А) ценились, во-первых, из-за престижности уличного фасада, куда выходила половина окон квартиры, и, во-вторых, из-за возможности сквозного проветривания.

Вдоль внутриквартальных границ участков строились флигеля, имевшие один дворовый фасад. Стена флигеля, выходившая на соседний участок, была без окон. К ней вплотную пристраивался дворовый флигель соседнего домовладения.




Квартиры в дворовых флигелях, как правило, односторонние: все их окна выходили во двор. Комнаты в дворовых квартирах (рис. 2А) также располагались анфиладно: от парадной лестницы шли сначала почти квадратные парадные комнаты в два-три окна, за ними - продолговатые жилые комнаты в одно окно, заканчивалась анфилада кухней с хозяйственными помещениями у черной лестницы. Подобная конфигурация комнат объяснялась тем, что они должны были занимать всю ширину одностороннего дворового корпуса, а он мог быть уже 3 саженей.

Но бывали и двусторонние дворовые флигеля. Тогда в них, как и в уличных корпусах, делались двусторонние квартиры, которые чрезвычайно ценились.

После изучения планов различных типов квартир петербуржцев выяснилось, что во второй половине XIX века происходят принципиальные изменения в планировке квартир - переход от анфиладности к закрытости комнат. Ранее на протяжении столетий не возникало необходимости делить внутреннее помещение на разгороженные комнаты: человек не испытывал потребности в обособлении и уединении. Затем внутреннее помещение дома стали делить на комнаты, однако открытые и неизолированные. Покои старинных дворцов и квартир, как правило, проходные, соединяющиеся в анфилады, и ни в одной из комнат нет полного уединения. Разумеется, причина не в «неумении» архитекторов или строителей планировать помещения по-другому. Причина в другом - в особом самоощущении человека, постоянно остававшегося на виду и не терпевшего от этого никаких моральных неудобств.

Коридорная планировка

Только со второй половины XIX века в Петербурге постепенно начинают появляться обособленные закрывающиеся покои, комнаты. Сначала это супружеские спальни и кабинеты, затем и другие личные комнаты. Индивиды начинают сильнее испытывать потребность в уединении.

С 1860-х годов в квартирах планируются коридоры, причем первоначально анфиладность сохраняется, а коридоры играют вспомогательную роль - ими пользуется прислуга. Так зародились (по современной жилищной терминологии) смежно-изолированные комнаты. В уличных корпусах коридоры располагались между двух анфилад (рис. 1Б), а в дворовых - вдоль глухой стены квартиры (рис. 2Б).

Постепенно коридорами начинали пользоваться все шире, иногда не используя межкомнатные двери. В середине 1880-х годов стали строиться квартиры с изолированными комнатами. Определить долю фактически изолированных комнат можно, поскольку даже заделанные и оклеенные обоями некогда существовавшие межкомнатные двери все равно указываются в сохранившихся поэтажных планах.

От свободной планировки к секционной

Первоначально все комнаты в каменных домах строились в капитальных стенах, и границы между квартирами отсутствовали. В зависимости от желания и потребности арендатора варьировалось количество комнат, предоставлявшихся ему. Одно и то же помещение могло быть нанято как единая квартира, с двумя входами; в нем могли быть выделены две квартиры, вход в одну из них - с парадной, в другую (обычно с меньшим количеством комнат) - с черной лестницы; максимальное количество квартир - четыре, когда отдельно сдавались разделенные уличная и дворовая анфилады комнат. Размер квартиры, то есть количество в ней комнат, определялся потребностями нанимателя. Кухни могли располагаться в любом месте квартиры.

К середине XIX века в квартирах произошло разделение комнат по функциям. С появлением рукомойников и отхожих мест, соединенных трубой с выгребной ямой, возникла необходимость расположения хозяйственных помещений одного над другим. Начинает формироваться новая планировка квартир - секционная, то есть кухни поэтажно должны располагаться одна над другой, а не в любом месте квартиры, как это было раньше. По мере распространения водопроводных и канализационных систем требования секционности становились все более жесткими.

Одним из самых ранних примеров четкой секционной схемы из сохранившихся зданий является нарядный дом А. Мейера (ул. Марата, 66), построенный в 1876 году архитектором В. Шретером. Принцип секционной планировки является единственным до нашего времени, ничего нового в планировке квартир вот уже более 100 лет не изобреталось.

Малометражная планировка

В начале XX века впервые появились специальные дома с дешевыми квартирами для неимущих. Поскольку возводились они не на индивидуальные средства, а на средства страховых акционерных обществ, то для строительства покупались огромные участки, иногда целые кварталы, где дома располагались свободно, вместо обычной сплошной застройки. Из-за происходивших социальных перемен (необходимость женщине работать) делаются шаги к переходу от жилого дома к жилищно-бытовому комплексу, с магазином, амбулаторией, столовой, детской комнатой. Изменилась и планировка квартир. Поскольку появились общедомовое центральное отопление, канализация, то стал возможен отказ от черных лестниц. Квартиры стали ниже в полтора раза: 4 аршина вместо привычных 6 (то есть 2,8 м вместо 4,2 м). Средняя площадь комнаты - около 11 кв. м. Делаются совмещенные санузлы и в однокомнатных квартирах - кухонные ниши вместо кухонь. Для экономии площади квартиры оборудовались встроенной мебелью. Но подобные дома были единичны, массовым жильем они станут только спустя 60 лет - знакомые нам малометражные «хрущевки».

ПЕРЕПЛАНИРОВКА ПОД СДАЧУ ВНАЕМ

Мы рассмотрели здания, специально возводимые для доходных домов. Но во второй половине XIX века довольно интенсивно начали переделывать под сдачу внаем уже существующие дома. К концу XIX века особняки и другие дома индивидуального пользования в Петербурге составляли менее одного процента от общего количества.

Особняки, превращенные в доходные дома

Во второй половине XIX века особняки содержат в Северной столице немногие. Подавляющее большинство владельцев особняков переоборудуют их под отдельные квартиры для сдачи внаем. Естественно, возможность переделок зависела от особенностей планировки каждого особняка. Обычно за собой домовладелец сохранял парадный второй этаж, превратив его в отдельную квартиру. Парадные помещения (кабинет, спальня, запасные гостиные и комнаты для гостей) с окнами во двор после установки перегородок становились личными жилыми комнатами. У черной лестницы, которой пользовались в особняке слуги, приходилось выделять комплекс хозяйственных помещений: кухню, комнаты для прислуги, ватерклозет, чулан и т. п.

Под жилье квартирантов перепланировались хозяйственный первый этаж и третий этаж, где раньше располагались личные комнаты хозяев особняка, а также дворовые флигеля. Но чаще на месте небольших одноэтажных дворовых флигельков, в которых жили управляющий с семьей, слуги, приживалки и располагались хозяйственные помещения (баня, прачечная, каретный и дровяной сараи, погреб и др.), возводились огромные 4-5-этажные дворовые флигеля с квартирами, специально спланированными под жильцов. Также стала привычной надстройка самого особняка на один или, реже, на два этажа.

Переделка в доходные традиционных деревянных домов

К началу XIX века все деревянные городские дома стояли на красной линии улицы. Между домами тянулся сплошной забор с калиткой и воротами.


Планировка деревянных домов в Петербурге сохранилась традиционной. Одноэтажные и двухэтажные дома обычно строились трех типов. Первый тип - трехкамерное жилище, представлявшее собой две избы, соединенные сенями, вход в них был со двора. Передняя изба, имевшая окна на улицу, обычно предназначалась для жильцов, а заднюю занимали хозяева (рис. 1). Передняя изба делилась легкими (тесовыми) перегородками обычно на четыре помещения: «зало» и спальня вдоль окон, выходивших на улицу, кухня и прихожая - с боковыми окнами во двор. Комнаты, оклеенные шпалерами (обоями), отапливались печью голландкой, а кухня - русской печью. Задняя изба, по другую сторону сеней, где жили хозяева, в первой половине XIX века еще могла быть курной, то есть отапливаться «по-черному». Обычно жилое пространство хозяйской избы не делилось вовсе, иногда выделялся перегородкой (не до потолка) «бабий кут» (кухня). В сенях отгораживали чулан, сдаваемый одиноким беднякам. Чулан мог быть даже с окном, но не отапливался.

Второй тип планировки деревянного жилища - пятистенок, где пятая (капитальная) стена делила пространство избы обычно на чистую половину, располагавшуюся вдоль уличного фасада, и на хозяйственную. Вход в оба помещения устраивался из сеней, тянувшихся вдоль дворового фасада и имевших вход с улицы (рис. 2).

Пятистенки встречались значительно реже, и принадлежали они горожанам победнее.

Третий тип планировки шестистенок (или крестовик) имел две капитальные стены, делящие внутреннее пространство. Этот дом представлял собой составленные вместе четыре сруба с общими внутренними бревенчатыми стенами, длина каждой стены, составленной из двух бревен, достигала 12 саженей. Площадь таких домов бывала огромной - более 600 кв. м. Внутри каждого сруба помещения делились легкими перегородками, образуя до 16 комнат. Встречался подобный тип строения редко и только у очень богатых домовладельцев.

Внешне все три типа легко отличимы. Трехкамерник («две избы через сени») и пятистенок, оба выходили на улицу тремя окнами, но пятистенок имел выход с крылечком на улицу. Шестистенок мог иметь вход и с улицы, и со двора, но по фасаду - шесть окон. Пол первого этажа любого деревянного петербургского дома возвышался над землей не менее, чем на 1 аршин (0,7 м). Во всех описаниях входа в дом упоминается крыльцо. Крыши домов, как правило, делались двухскатными, хотя есть упоминания и о четырехскатных. Под крышей - чердак.

К середине XIX века с распространением сдачи жилья внаем индивидуальные деревянные дома превращаются в многоквартирные. Во-первых, за счет увеличения этажности - обычно надстраивался имеющий отдельный вход с улицы второй этаж, он и сдавался жильцам, а первый использовался владельцем для жилья и торгового (лавка, трактир) хозяйского помещения. Во-вторых, пристройкой срубов, связанных между собой лестничными клетками. В-третьих, разгораживанием помещений внутренними перегородками.

Интересно отметить, что, подражая городской традиции, в чистой половине пятистенка или в передней избе трехкамерника пространство делилось на анфиладно расположенные комнаты: двери вели непосредственно из комнаты в комнату, и все они оказывались проходными.

Деревянные дома традиционной планировки и перестроенные под сдачу во множестве сохранялись в окраинных районах и в предместьях до Великой Отечественной войны, когда основная масса их погибла, оказавшись на линии фронта или будучи разобранной на дрова.

Что сохранилось от внутренней планировки доходных домов до наших дней

Планировка квартир обычно сохраняется неплохо. Но очень осторожно надо относиться к деленным квартирам. Если квартира располагалась на втором или третьем этаже, где находились многокомнатные так называемые барские квартиры, то в ней обязательно было два входа: с черной и парадной лестниц. Если же сегодня вход в квартиру устроен с одной лестницы, то совершенно очевидно, что перепланировка произошла в послереволюционный период, о чем также свидетельствует наличие в квартире с парадным входом кухни, переоборудованной из жилой комнаты.

Деление квартир на других этажах часто происходило и до революции, о чем свидетельствуют данные переписей, обследований санитарных врачей и мемуарная литература. Так, квартиры подвальных этажей обычно делились на однокомнатную швейцарскую с выходом на парадную лестницу и многокомнатную квартиру с выходом на черную лестницу, которую артельно арендовали сезонные рабочие, или она использовалась под «угловых» жильцов. Квартиры верхних этажей обычно тоже дробились, на парадную лестницу выходила квартира с большим количеством комнат, а на черную - с меньшим.


Наиболее часто встречающиеся изменения планировки внутри квартир - заложенные двери между анфиладно расположенными комнатами, местоположение их обычно заметно, и деленные перегородками комнаты, о чем красноречиво говорит неполный рисунок потолочного плафона. Эти изменения тоже могли произойти как до, так и после революции.

С учетом вышеперечисленных особенностей вполне достоверно можно судить о планировке и размерах квартир доходных домов.

Итак, в планировке квартир произошли изменения. С повсеместным распространением водопровода проектирование многоэтажных домов стало исключительно секционным, то есть кухни стали располагаться одна над другой, а не в любом месте квартиры, как делалось раньше. Для квартир становится характерна коридорная структура. Анфиладная планировка продолжает сохраняться параллельно с коридорной только в парадных помещениях барских квартир. Если раньше любая комната имела капитальные стены, то к концу XIX века помещения как деревянных домов предместий с традиционной планировкой, так и многоэтажных каменных домов центра все чаще делят перегородками, образуя вместо одной несколько комнат. Вызвано это распространением сдачи жилья внаем. Во второй половине XIX века шло заметное уменьшение площади комнат, причем как личных, так и парадных.

Обычно специально построенный доходный дом возводился из камня, однако 3 % из построенных домов строились из дерева. Естественно, время, революция, война и другие катаклизмы уничтожали прежде всего деревянные доходные дома. Сейчас мне известен только один чудом сохранившийся дом подобной планировки на 5-й линии Васильевского острова, 58, да и то он расселен и законсервирован уже много лет в ожидании капитального ремонта (более вероятно, что его снесут...).