Президент является главнокомандующим вооруженных сил. Структура вс рф верховный главнокомандующий

02.05.2024

Эффективность армии и реализация ее потенциала напрямую зависят от координационного сектора. Армейские управленческие институции России совершенствуются начиная с дореволюционных лет и по сегодняшний день.

Среди них самой важной всегда считалась должность верховного главнокомандующего. Кроме большой ответственности занимающий этот пост наделен еще огромным количеством прав. Кто такой верховный главнокомандующий вооруженных сил, за что отвечает и какими полномочиями обладает? Информация об этом представлена в статье.

Определение термина

Понятие «верховный главнокомандующий вооруженных сил» подразумевает двоякую трактовку. С одной стороны, это должность, которая предусматривает определенного рода обязательства, функции и ответственность. Также верховный главнокомандующий является конкретным человеком, высшим руководителем вооруженных сил той или иной страны.

История

Когда появилась должность верховного главнокомандующего, достоверно неизвестно. Впервые понятие «командир-шеф» использовал король Шотландии, Ирландии и Англии Карл I. Он обладал полномочиями политического деятеля и военного руководителя. Предположительно он и стал первым в мировой истории главнокомандующим армии.

В дореволюционной России

С целью реорганизовать действующую армейскую структуру и сосредоточить всю военную власть в руках царской семьи с 1914 года функции верховного руководителя имперской армии выполнял русский царь Николай Николаевич Младший.

Однако к началу Первой мировой в империи назревало недовольство режимом самодержавия. В связи с этим до подписания Брестского мирного договора должность главнокомандующего получали разные видные командиры Российской армии. Полномочий в управлении государством они не имели, а назначались только для управления армией и флотом.

С приходом к власти большевиков в новом государстве потребность в верховном главнокомандующем отпала. Ситуация изменилась с началом Великой Отечественной. На пост верховного главнокомандующего можно было утверждать лиц, принадлежащих к высшей политической верхушке. С 1941 года и до самой смерти (даже после окончания войны) эту должность занимал Иосиф Сталин. Вскоре перед СССР возникла угроза военного конфликта с Соединенными Штатами Америки. Советским руководством было принято решение реорганизовать вооруженные силы и пост верховного главнокомандующего. На эту должность теперь назначался только председатель Совета обороны.

Кто руководит армией в РФ?

Верховным главнокомандующим Вооруженных Сил России является президент. В мае 1992 года первым главой страны Б. Н. Ельциным был издан Указ № 467, согласно которому президент официально назначался на пост верховного главнокомандующего ВС РФ.

В декабре того же года в Конституцию государства были внесены некоторые изменения, которые вступили в силу в январе 1993 года. Полномочия и статус президента на посту верховного главнокомандующего официально утверждены в декабре 1993-го. Статус президента как высшего руководителя всего массива ВС юридически регламентирован в 87-й статье Конституции РФ.

Как и в любом правовом и демократическом государстве, главнокомандующий все вопросы решает в соответствии с нормами права. Во всех своих действиях он руководствуется правилами, обозначенными в следующих нормативно-правовых актах (НПА):

  • Конституции страны.
  • Федеральные законы «О военном положении» и «Об обороне».

Также в НПА обозначены полномочия верховного главнокомандующего РФ.

Какие функции выполняет занимающий должность?

Президент как верховный главнокомандующий наделен специфическими полномочиями. Данная должность дает ему право:

  • Вводить на территории России военное положение и осуществлять контроль по его реализации. Данный режим вводится, когда присутствует непосредственная угроза государству.
  • Контролировать работу высших властных органов.
  • Привлекать вооруженные силы.
  • Во время режима военного положения прекращать на територии государства деятельность различных политпартий и формирований.
  • Вводить запрет на проведение различных митингов, демонстраций и шествий.
  • Определять военную политику государства.

Кроме того, президент имеет право:

  • Санкционировать ядерные или другие специфические испытания.
  • Утверждать план территориальной и гражданской обороны.
  • Проводить переговоры и подписывать международные соглашения России в сфере обороны.
  • Издавать указы о призыве граждан на войсковую службу и утверждать их штатную численность.

Кроме вышеперечисленных полномочий согласно статье 83 Конституции РФ верховный главнокомандующий:

  • Утверждает военную доктрину.
  • Назначает и освобождает кадры высшего командования ВС РФ.

Общевоинские уставы, структура вооруженных сил и дислокации войсковых формирований утверждаются также верховным главнокомандующим.

Награждения

В мае 2009 года в России в качестве поощрения утверждены положения о грамоте и благодарности. Верховный главнокомандующий ими награждает лиц за их успешную деятельность в сфере безопасности и обороноспособности государства.

Из Словаря русского языка и Военного энциклопедического словаря следует, что значение терминов «руководство» и «управление» совпадают. Согласно Словарю русского языка «управление» - это деятельность органов государственной власти, а «руководить» и «управлять» - значит направлять чью-либо деятельность, быть во главе чего-либо. При этом в Военном энциклопедическом словаре под управлением войсками (силами) понимается деятельность командиров, штабов, служб и других органов управления по поддержанию постоянной боевой готовности войск (сил), подготовке операций и боевых действий и руководству войсками (силами) при выполнении поставленных задач.

Тем не менее в нормотворческой практике, в частности в ст. 13 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», в связи с определением полномочий Президента Российской Федерации -Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны термины «руководство» и «управление» приобретают неодинаковое значение. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации имеют иной характер, объем и содержание, нежели полномочия министра обороны по управлению Вооруженными Силами Российской Федерации.

В ст. 13 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» разграничиваются по существу полномочия Президента Российской Федерации, его полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и министра обороны по руководству и управлению Вооруженными Силами с учетом характера, объема и содержания их полномочий. Кроме того, указанное разграничение осуществляется путем закреплении в Положении о Министерстве обороны полномочий Президента Российской Федерации по руководству Министерством обороны, а также функций Министерства обороны, правового статуса их должностных лиц.

Эффективное выполнение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами, во многом зависит от наличия и качества нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания и функционирования Вооружённых Сил. Основой законодательной базы военной организации страны являются Конституция Российской Федерации и Закон «Об обороне». Они содержат основополагающие нормы об обороне и безопасности государства. В этих документах определены основы организации обороны страны, изложены права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан в области обороны, структуры и организации Вооружённых сил РФ, говорится об ответственности за нарушение законодательства и других норм, касающихся обороны страны.



Исключительно важное место в системе безопасности государства и вооружённой защиты его граждан Конституция РФ, Закон «Об обороне» отводят высшим органам государственной власти. Высшее должностное лицо нашего государства – Президент Российской Федерации. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Поэтому закономерно, что именно Президент Российской Федерации осуществляет руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, имеет статус Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами РФ, осуществляет общее руководство Вооружёнными Силами.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 13 Закона «Об обороне» руководство Вооружёнными силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по руководству Вооруженными Силами имеют важное значение для обороны. Статья 4 Закона «Об обороне» полностью раскрывает полномочия Президента Российской Федерации в области обороны:

1) определяет основные направления военной политики Российской Федерации;

2) утверждает военную доктрину Российской Федерации, План обороны Российской Федерации и Положение о военном планировании в Российской Федерации;

3) осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами;

4) в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;



5) исполняет полномочия в области обеспечения режима военного положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;

6) принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;

7) утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации, План мероприятий, выполняемых в Российской Федерации при нарастании угрозы агрессии против Российской Федерации до объявления мобилизации в Российской Федерации, План перевода Российской Федерации на условия военного времени, План оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также основные показатели Мобилизационного плана экономики Российской Федерации;

8) утверждает государственную программу вооружения;

9) утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;

10) утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1 ранга) в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет их с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законом;

11) утверждает структуру, состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований до объединения включительно и органов, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

11.1) принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов с указанием их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами по представлению соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности;

12) принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;

13) утверждает общевоинские уставы, Устав военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;

14) утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации, Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти (органах), уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, определяет вопросы координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны;

15) утверждает Положение о территориальной обороне Российской Федерации, План территориальной обороны Российской Федерации и План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;

16) утверждает планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов;

17) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил Российской Федерации в операциях по поддержанию мира и международной безопасности;

18) издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу, военные сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом;

19) устанавливает перечень организаций, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут направляться не на воинские должности, а также общее количество военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных организаций;

20) осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.

Так согласно подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона «Об обороне» Президент Российской Федерации в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, своими указами объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит в установленном порядке на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами о ведении военных действий. В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона «Об обороне» в период военного положения Вооруженные Силы могут вести боевые действия по отражению агрессии независимо от объявления войны. При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утверждён Советом Федерации.

Президент Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности министра обороны, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил.

Исходя из этого следует, что на Президенте Российской Федерации лежит огромная ответственность в области обороны и то, что среди других высших органов государственной власти у него самые широкие полномочия по руководству Вооруженными Силами Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в целях реализации своих полномочий по руководству Вооруженными Силами применяет те же организационно-правовые формы, в которых он осуществляет руководство другими отраслями государственной деятельности, основное значение имеют при этом его указы. Однако, руководство Вооруженными Силами имеет определенные особенности, которые наиболее отчетливо проявляются в условиях военного времени. С учетом этого предусматриваются особые организационно-правовые формы руководства Вооруженными Силами Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами: в пределах своих полномочий он издает приказы и директивы Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооружённой защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами возлагается особая ответственность за состояние Вооружённых Сил России и их готовность защитить своё государство и свой народ.

Верховный главнокомандующий Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является Президент Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии он вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение, с целью создания условий для её отражения или предотвращения, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе для утверждения соответствующего указа. Для решения вопроса о возможности использования Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации необходимо соответствующее постановление Совета Федерации. В мирное время глава государства осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами, а в военное время руководит обороной государства и его Вооруженными Силами по отражению агрессии. Президент России также формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации (п. «ж» ст. 83 Конституции); утверждает военную доктрину

Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации. Президент в качестве Верховного Главнокомандующего утверждает Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, мобилизационные планы экономики, план гражданской обороны и другие акты в сфере военного строительства. Глава государства утверждает также общевойсковые уставы, положения о Министерстве обороны и Генеральном штабе. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу, об увольнении в запас лиц определенных возрастов, отслуживших в ВС, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Министерство обороны Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации. К основным задачам Министерства обороны относятся выработка и проведение государственной политики в области обороны; нормативно-правовое регулирование в области обороны; организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил; осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы, военные комиссариаты.

Министерство обороны возглавляет Министр обороны Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства. Министр подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента к ведению Правительства, - Председателю Правительства. Министр несет персональную ответственность за решение задач и реализацию полномочий, возложенных на Минобороны и Вооруженные Силы, и осуществляет свою деятельность на основе единоначалия. В министерстве работает коллегия в составе Министра, его первых заместителей и заместителей, начальников служб министерства, главнокомандующих видами Вооруженных Сил. Действующий министр обороны - Анатолий Сердюков.

Генеральный штаб Начальник Генерального Штаба генерал армии Николай Макаров Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации - центральный орган военного управления и основной орган оперативного управления Вооружёнными Силами. Генштаб осуществляет координацию деятельности пограничных войск и органов федеральной службы безопасности, внутренних войск Министерства внутренних дел, Железнодорожных войск, федерального органа специальной связи и информации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожностроительных воинских формирований, Службы внешней разведки Российской Федерации, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти по выполнению задач в области обороны, строительства и развития Вооруженных Сил, а также их применения. Генеральный штаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений.

К основным задачам Генштаба относятся осуществление стратегического планирования применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с учетом их задач и военно-административного деления страны; проведение оперативной и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил; перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени, организация стратегического и мобилизационного развертывания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; координация деятельности по проведению в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету; организация разведывательной деятельности в целях обороны и безопасности; планирование и организация связи; топогеодезическое обеспечение Вооруженных Сил; осуществление мероприятий, связанных с защитой государственной тайны; проведение военно-научных исследований.

Структура Вооружённых Сил Российской Федерации Вооруженные Силы состоят из трех видов Вооруженных Сил, трех родов войск, Тыла Вооружённых Сил, Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны и войск, не входящих в виды Вооруженных Сил. Территориально Вооружённые Силы разделены между 4 -мя военными округами: Западный военный округ - штаб в Санкт-Петербурге; Южный военный округ - штаб в Ростове-на-Дону; Центральный военный округ - штаб в Екатеринбурге; Восточный военный округ - штаб в Хабаровске.

Виды Вооружённых сил Сухопутные войска, СВ - самый многочисленный по боевому составу вид Вооруженных Сил. Сухопутные войска предназначены для ведения наступления в целях разгрома группировки противника, овладения и удержания его территорий, районов и рубежей, нанесения огневых ударов на большую глубину, отражения вторжений противника и его крупных воздушных десантов. В Сухопутные войска Российской Федерации в свою очередь входят рода войск.

Мотострелковые войска, МСВ - самый многочисленный род сухопутных войск, представляет собой мобильную пехоту, вооружённую БМП и БТР. Состоят из мотострелковых соединений, частей и подразделений, в которые входят мотострелковые, артиллерийские, танковые и другие части и подразделения.

Танковые войска, ТВ - основная ударная сила сухопутных войск, манёвренные, высокомобильные и устойчивые к воздействию ядерного оружия войска, предназначенные для осуществления глубоких прорывов и развития оперативного успеха, способны с ходу преодолевать водные преграды в брод и на переправочных средствах. Танковые войска состоят из танковых, мотострелковых (механизированных, мотопехотных), ракетных, артиллерийских и других подразделений и частей.

Ракетные войска и артиллерия, РВи. А предназначены для огневого и ядерного поражения противника. Имеют на вооружении ствольную и реактивную артиллерию. Состоят из соединений частей и подразделений гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов, а также артиллерийской разведки, управления и обеспечения.

Войска ПВО Сухопутных войск, ПВО СВ - род сухопутных войск, предназначенный для защиты сухопутных войск от средств воздушного нападения противника, для их поражения, а также воспрещения его воздушной разведки. ПВО СВ вооружены мобильными, буксируемыми и переносными зенитно-ракетными и зенитно-пушечными системами.

Специальные войска - совокупность войск и служб сухопутных войск, предназначенных для выполнения узкоспециальных операций по обеспечению боевой и повседневной деятельности вооруженных сил. Спецвойска состоят из Инженерных войск, Войск связи, Войск РЭБ, Железнодорожных, Автомобильных войск и т. д.

Военно-воздушные силы Военно-воздушные силы, ВВС - вид Вооружённых Сил, предназначенный для ведения разведки группировок противника, обеспечения завоевания господства (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военноэкономических районов и объектов страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военноэкономического потенциала противника, поддержки с воздуха сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху. В составе ВВС России выделяются:

Дальняя авиация - основное ударное средство Военно-воздушных сил, предназначенное для поражения (в том числе ядерного) группировок войск, авиации, военно -морских сил противника и разрушения его важных военных, военно-промышленных, энергетических объектов, узлов коммуникаций в стратегической и оперативной глубине. Может привлекаться также для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.

Фронтовая авиация - основная ударная сила ВВС, решает задачи в общевойсковых, совместных и самостоятельных операциях, предназначена для поражения войск, объектов противника в оперативной глубине в воздухе, на земле и на море. Может привлекаться для ведения воздушной разведки и минирования с воздуха.

Армейская авиация предназначена для авиационной поддержки Сухопутных войск путем поражения наземных бронированных подвижных объектов противника на переднем крае и в тактической глубине, а также для обеспечения общевойскового боя и повышения мобильности войск. Части и подразделения армейской авиации выполняют огневые, десантно-транспортные, разведывательные и специальные боевые задачи.

Военно-транспортная авиация обеспечивает перевозку по воздуху войск, боевой техники и грузов, а также выброску воздушных десантов.

Зенитные ракетные войска, ЗРВ предназначены для защиты от средств воздушного нападения важных административных и экономических районов и объектов России.

Радиотехнические войска, РТВ предназначены для ведения радиолокационной разведки, выдачи информации для радиолокационного обеспечения частей зенитных ракетных войск и авиации, а также для контроля использования воздушного пространства.

Военно-морской флот Военно-морской флот - вид вооружённых сил, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций, защиты экономических интересов России, ведения боевых действий на морских и океанских театрах военных действий. Военно-морской флот способен наносить обычные и ядерные удары по морским и береговым силам противника, нарушать его морские коммуникации, высаживать морские десанты и т. д. ВМФ России состоит из четырёх флотов: Балтийского, Северного, Тихоокеанского и Черноморского и Каспийской флотилии. В составе Военно-морского флота выделяются:

Подводные силы - основная ударная сила флота. Подводные силы способны скрытно выходить в океан, приближаться к противнику и наносить по нему внезапный и мощный удар обычными и ядерными средствами. В подводных силах выделяют многоцелевые/торпедные корабли и ракетные крейсера.

Надводные силы обеспечивают скрытный выход в океан и развёртывание подводных сил, их возвращение. Надводные силы способны перевозить и прикрывать высадку десанта, устанавливать и снимать минные заграждения, нарушать коммуникации противника и защищать свои.

Морская авиация - авиационная составляющая Военно-морского флота. Выделяют стратегическую, тактическую, палубную и береговую авиацию. Морская авиация предназначена для нанесения бомбовых и ракетных ударов по кораблям противника и по его береговыми силам, ведения радиолокационной разведки, поиска подводных лодок и их уничтожения.

Береговые войска предназначены для защиты военно-морских баз и пунктов базирования флота, портов, важных участков побережья, островов и проливов от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны. Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Морская пехота - род сил Военноморского флота, предназначенный главным образом для проведения (самостоятельно или совместно с сухопутными войсками) морских десантных операций и обороны побережья от морских десантов противника.

Спецназ ВМФ - подразделения Военноморского флота, предназначенные для проведения диверсий на территории военно-морских баз противника и в прибрежных территориях, ведения разведки.

Самостоятельные рода войск Космические войска - самостоятельный род войск, предназначенный для доведения информации предупреждения о ракетном нападении, противоракетная оборона Москвы, создание, развертывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения. Комплексы и системы Космических войск решают задачи общегосударственного стратегического масштаба не только в интересах Вооружённых Сил, других силовых структур, но и большинства министерств и ведомств, экономики, социальной сферы. В структуре Космических войск выделяются:

Первый государственный испытательный космодром «Плесецк» (до 2007 года функционировал также Второй государственный испытательный космодром «Свободный» , до 2008 года - Пятый государственный испытательный космодром «Байконур» , впоследствии ставший чисто гражданским космодромом) Запуск космических аппаратов военного назначения Запуск космических аппаратов двойного назначения Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова Управление по вводу средств РКО Военно-учебные заведения и части обеспечения (Основное учебное заведение - Военнокосмическая академия имени А. Ф. Можайского)

Ракетные войска стратегического назначения Ракетные войска стратегического назначения - род войск Вооружённых Сил, главный компонент стратегических ядерных сил России. РВСН предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических воздушно-космических направлениях и составляющих основу военного и военноэкономического потенциала противника. На вооружении РВСН состоят межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования с ядерными боезарядами.

три ракетные армии (штабы в городах Владимир, Оренбург, Омск) 4 -й Государственный центральный межвидовой полигон Капустин Яр (в состав которого входит также бывший 10 -й Испытательный полигон Сары. Шаган в Казахстане) 4 -й Центральный научно-исследовательский институт (г. Юбилейный Московской области) учебные заведения (Военная академия имени Петра Великого в Москве, военные институты в городах Серпухов, Ростов-на-Дону) арсеналы и центральные ремонтные заводы, базы хранения вооружения и военной техники

Воздушно-десантные войска Воздушно-десантные войска - самостоятельный род войск, имеющий в своём составе аэромобильные соединения: воздушно-десантные и десантноштурмовые дивизии и бригады, а также отдельных частей. ВДВ предназначены для оперативного десанта и ведения боевых действий в тылу противника. В составе ВДВ имеется 4 дивизии: 7 -я (Новороссийск), 76 -я (Псков), 98 -я (Иваново), 106 -я (Тула), Учебный центр (Омск), Высшее Рязанское училище, 38 -й полк связи, 45 -й развед. полк, 31 -я бригада (Ульяновск). Кроме того в военных округах (в подчинении округа или армии) имеются воздушно-десантные (или десантноштурмовые) бригады, которые не относятся к ВДВ.

· Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Президент Российской Федерации;

· министр обороны Российской Федерации;

· начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

254. Правительство Российской Федерации:

· решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

· принимает федеральный закон по вопросам федерального бюджета

· осуществляет управление федеральной собственностью

· осуществляет помилование

255. Правительство Российской Федерации состоит из:

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и Аппарата Правительства Российской Федерации

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

· Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и их заместителей

256. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации определяет:

· всенародный референдум

·

257. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:

· постановления

· распоряжения и инструкции

· указы и распоряжения

· постановления и распоряжения

258. Руководителем Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является:

· глава исполнительной власти Российской Федерации

· Председатель Совета министров Российской Федерации

· Президент Российской Федерации

· Председатель Правительства Российской Федерации

259. Председателя Правительства Российской Федерации назначает:

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

·

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· это выборная должность

260. Решение об отставке Правительства Российской Федерации принимает:

· Президент Российской Федерации

· Президент Российской Федерации с согласия палат Федерального Собрания Российской Федерации

· Государственная Дума Российской Федерации

· Совет Федерации Российской Федерации

261. Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед:

· вновь избранным Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Государственной Думой Российской Федерации

· Конституционным Судом Российской Федерации

262. К нормативному правовому акту органа исполнительной власти Российской Федерации относится:

· Конституция Российской Федерации

· федеральный закон

· постановление Правительства Российской Федерации

· федеральный конституционный закон

263. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является:

· представительным и законодательным органом Российской Федерации

· законодательным органом Российской Федерации

· органом исполнительной власти Российской Федерации

· органом судебной власти Российской Федерации

264. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации состоит из:

· Государственной Думы и Совета национальностей

· Совета Федерации и Государственной Думы

· Совета безопасности и Государственной Думы

· Совета Федерации и Совета национальностей

265. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума состоит из:

· представителей субъектов Российской Федерации - по одному представителю от каждого субъекта Российской Федерации

· представителей субъектов Российской Федерации - по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации

· членов Совета Федерации

· 450 депутатов

266. К ведению Государственной Думы НЕ отнесены вопросы:

· Отрешение Президента Российской Федерации от должности

· Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

· Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности

· Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации

267. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Распускает Государственную Думу

· Объявляет об отставке Правительства Российской Федерации

· Объявляет референдум по вопросу о доверии Правительству Российской Федерации

· Объявляет об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу

268. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Совет Федерации входят:

· 450 депутатов

· по одному представителю от каждого субъекта Российской Федерации

· представители исполнительного органа государственной власти Российской Федерации

· по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

269. К ведению Совета Федерации НЕ относятся вопросы:

· Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

· Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

· Назначение выборов Президента Российской Федерации

· Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

270. Какой орган образует Федеральное Собрание Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета:

· Счетную палату Российской Федерации

· Федеральную службу финансово-бюджетного надзора

· Федеральное казначейство

· комитет по расходованию бюджетных средств

271. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума избирается сроком на:

· пять лет

· шесть лет

· четыре года

· три года

На протяжении всей своей истории человечество практически всегда прибегало к насилию при решении тех или иных вопросов, которые возникали непосредственно между государствами и их структурными элементами. Потому что с того момента, как человек взял в руки палку, он понял, что силой можно заставить себе подобных действовать нужным образом. В процессе эволюции общества разрабатывалась также сфера военного искусства. То есть люди постоянно искали и ищут новые способы уничтожения друг друга. Но, помимо этой части военного ремесла, также развился управленческий сектор. Иными словами, процесс непосредственного управления армией стал более эффективным и позволяет намного полнее реализовывать потенциал всего войска. Однако некоторые армейские институты координационного характера имеют достаточно длинную историю. Они формировались на протяжении многих веков. К подобным вполне возможно причислить должность верховного главнокомандующего, который на сегодняшний день играет значительную роль во многих военных процессах и действительных конфликтах. Следует отметить, что этот пост - это не только большая ответственность, но ещё и спектр огромного количества полномочий. Помимо того, на человека, занимающего данный пост, возложено выполнение ряда функций, о которых пойдёт речь далее в статье.

Кто такой верховный главнокомандующий?

Данным термином обозначается сразу несколько понятий. Как уже указывалось автором ранее, это определённый институт в сфере военного управления. Иными словами, верховный главнокомандующий как должность - это совокупность определённого рода обязательств, функций и ответственности. Но существует и иная трактовка представленного термина. Согласно ей, верховный главнокомандующий представляет собой конкретное лицо, которое наделено большим количеством полномочий в сфере военного управления и которое осуществляет координацию абсолютно всего массива войск того или иного государства.

Главнокомандующий как высшее должностное лицо

В статье будет рассматриваться верховный главнокомандующий именно как лицо, принадлежащее к высшему эшелону власти. Как правило, данное лицо является центральным во всей военной иерархии государства. В некоторых случаях верховный главнокомандующий - это исключительно тот человек, который осуществляет командование действующей армией и флотом. В иных случаях эти полномочия возлагаются на Эта тенденция является своеобразной данью демократическим отношениям внутри многих существующих государств. Помимо того, концентрация в руках демократического лидера полномочий по осуществлению командованием войсками позволяет обезопасить страну от захвата власти военной верхушкой.

История появления термина

На сегодняшний день достоверно неизвестно, в какой исторический период этот термин появился и стал использоваться в том значении, в котором все его привыкли слышать. В данном случае непонятен тот факт, почему разделились функции главы государства и центральной фигуры военного сектора. Известно, что впервые термин «командир-шеф» был применён Карлом I, королём Шотландии, Англии и Ирландии. Он совмещал полномочия правителя и главнокомандующего. Таким образом, многие учёные-историки считают, что именно с этого момента появляется упомянутый в статье институт. Иными словами, Карл I - это первый верховный главнокомандующий в мировой истории.

Должность главнокомандующего в российской истории

Верховный главнокомандующий впервые появился в "Табели о рангах" не так уж давно. Его должность впервые была учреждена на территории современной России во время Первой мировой войны. Впервые на представленную должность был назначен князь Николай Николаевич Младший. Это случилось 20 июля 1914 года. Институт был создан с целью реорганизации действующей структуры и централизации военной власти в руках представителя царской семьи. Помимо того, подобный шаг был правильным с точки зрения здравого смысла, ведь к тому времени уже зрело общественное недовольство режимом самодержавия в империи. В ходе Первой мировой войны должность главнокомандующего не единожды передавалась разным видным командирам имперской армии, вплоть до подписания Брестского мирного договора. С того момента главнокомандующий назначался лишь для координации деятельности действующей армии и флота.

Дальнейшее развитие должности

Сегодня все знают, кто является верховным главнокомандующим и что собой представляет данная должность. Но когда возник Советский Союз как отдельное целостное государство, то вследствие уже указанного соглашения этот пост не утверждался в силу отсутствия военных конфликтов. Верховный главнокомандующий ВОВ (Великой Отечественной войны) был назначен из числа политической верхушки. Им 8 августа 1941 года стал Иосиф Виссарионович Сталин. Следует отметить тот факт, что он оставался на этой должности даже после непосредственного окончания войны. Но в СССР было принято решение, что требуется реорганизация такой должности, как верховный главнокомандующий. Великая Отечественная война закончилась, Сталин умер, а на пороге был новый конфликт с США. Поэтому негласно эту должность стал занимать председатель Совета обороны СССР.

Институт в современной России

На сегодняшний день верховный главнокомандующий русской армии - это должность, которую занимает высший руководитель всего массива Вооружённых сил РФ.

Данный статус не только подкреплён организационной структурой армии, но также регламентирован юридически. В 87-й говорится, что верховный главнокомандующий - это президент страны.

Нормативная база должности

В соответствии с тем фактом, что Российская Федерация является правовым и демократическим государством, практически все вопросы общественного регулирования регламентированы правом. Верховный главнокомандующий не является исключением. Он действует на основе норм разных нормативных актов. Таким образом, система нормативного регулирования должности состоит из следующих НПА, а именно:

1) Конституция Российской Федерации.

2) Федеральный закон «О военном положении».

3) Федеральный закон «Об обороне».

Также в этих актах прописано, какими верховный главнокомандующий РФ обладает полномочиями.

Полномочия

Верховный главнокомандующий РФ наделен рядом специфических полномочий, которыми не владеют иные лица в иерархии государственной власти. Человек, занимающий эту должность, уполномочен:

  • В случае непосредственной угрозы Российской Федерации вводить на территории государства
  • Контролировать реализацию режима военного положения.
  • Обеспечивать функционирование высших органов государственной власти во время этого режима.
  • Создавать планы привлечения с целью обеспечения режима военного положения.
  • Обеспечить остановку деятельности политических партий и иных пропагандистских формирований на территории государства в условиях войны.
  • Обеспечить соблюдение запретов на проведение митингов и агитаций в условиях военного положения.
  • На верховного главнокомандующего возложена задача утверждения Российской Федерации.
  • Помимо того, главнокомандующий назначает и снимает с должностей высшее командование ВСРФ.
  • Человек, занимающий эту должность, определяет на территории государства.
  • Главнокомандующий может производить мобилизацию армии в случае существования на то оснований.
  • Он также принимает решение по поводу непосредственной дислокации войск ВСРФ.
  • Главнокомандующий издаёт указы о призыве граждан на военную службу.

Помимо представленных полномочий, на президента (как верховного главнокомандующего) возложен ряд иных специфических функций, которые также важны для обеспечения обороноспособности и военной мощи государства. На сегодняшний день представленную в статье должность занимает президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Нормативные акты, издаваемые главнокомандующим

Для реализации своих полномочий и организации деятельности Вооружённых сил человек, занимающий эту должность, имеет возможность издавать определённого рода нормативные акты в сфере своей непосредственной деятельности. В соответствии с этим в рамках своей компетенции верховный главнокомандующий имеет право издавать приказы и директивы.

Помимо того, для поощрения деятельности по обеспечению обороноспособности государства он награждает заслуживших это лиц грамотами, а также объявляет им благодарности.

В заключение нужно отметить, что представленный институт имеет ряд характерных особенностей на просторах отечества. Помимо того, его регулирования все ещё нуждается в некоторых доработках, чтобы реализация полномочий лица, занимающего представленную должность, производилась более эффективно и полно.