Новации Петра I в управлении внешнеполитическими делами. Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I Создание петром 1 дипломатии нового времени

02.05.2024
Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. Потемкин Владимир Петрович

Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I.

Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I.

Та сложная внешнеполитическая деятельность, которая развернулась при Петре I, требовала реорганизации учреждения, ведавшего международными сношениями, и создания новых дипломатических кадров. Доморощенные дипломаты с их приемами, выработанными на ходу, уже не были пригодны для новых задач внешней политики, выдвинутых сложной международной обстановкой начала XVIII века. При Петре вся дипломати­ческая служба реорганизуется по западноевропейскому об­разцу. В иностранных государствах образуются постоянные дипломатические миссии, отсутствие которых давало себя так сильно чувствовать еще в XVII веке. Уже в 1699 г. в Гол­ландию был послан А. А. Матвеев в звании «чрезвычайного и полномочного посла», в 1701 г. был назначен «министр» в Вену и т. д. Одновременно в важнейших европейских и некоторых внеевропейских странах появляются русские консулы для охраны торговых интересов царских подданных. С другой стороны, и при царском дворе с конца XVII века возникают постоянные иноземные представительства. Петр с большой настойчивостью проводил принцип неприкосновенности лич­ности послов, когда дело шло о представителях его страны. Большой шум наделал в 1708 г. случай с русским послом в Англии А. А. Матвеевым, который был арестован за долги, причем подвергся оскорблениям и даже побоям. Этот ин­цидент вызвал сильное волнение среди всего дипломатиче­ского корпуса в Лондоне, увидевшего в оскорблении русского посла нарушение международного посольского права. Мат­веев был освобожден. Пострадавшего посетили все «до единого иностранные министры, содрогаясь о таком афронте, от века не слыханном и нигде в историях... бесприкладном». Королева Анна выразила сожаление по поводу случившегося. Петр потребовал смертной казни для лиц, нанесших оскорбления его послу. Виновные, действительно, были привлечены к от­ветственности. На очередной сессии парламента поступок против Матвеева был признан преступлением «как перед англий­скими законами, так и перед международным правом, на коем основывается привилегия посланников». Внесен был специаль­ный законопроект «о сохранении привилегий послов и публич­ных министров»; он уточнил ряд вопросов, связанных с посоль­ской неприкосновенностью. В выработке текста закона при­нял участие и дипломатический корпус. Конечно, о примене­нии смертной казни не могло быть и речи, но английское пра­вительство снарядило специальное чрезвычайное посольство к Петру I с извинениями. Посольство было принято с исклю­чительной торжественностью, и Петр, «принимая на вид вни­мание нации, выраженное в парламентском акте, а также честь, оказанную ему королевой настоящим посольством», не настаивал на своем требовании. Таким образом, данный инцидент, благодаря энергичному вмешательству Петра, послу­жил поводом для законодательного оформления посольского права. Сам Петр, однако, гораздо меньше стеснялся с ино­странными послами. В 1718 г. он арестовал голландского ре­зидента в Петербурге Дебиса, который обвинялся в посылке неблагоприятных для России донесений своему правительству и в подозрительных сношениях с русскими подданными царя; к послу был приставлен караул, у него были отобраны все бумаги, сам царь подверг его допросу. Петр потребовал от Гол­ландских штатов его отзыва.

Старый Посольский приказ уже не удовлетворял новым потребностям государства в работоспособном органе внешне­политических сношений. Уже в начале XVIII века рядом с ним возникает при Петре «походная Посольская канцелярия», к которой постепенно переходят все функции Приказа. По об­разцу Швеции в 1716 г. в Посольской канцелярии был введен коллегиальный порядок решения дел, и она сама была пе­реименована в «Посольскую коллегию». Наконец, в 1720 г. была образована особая Коллегия иностранных дел, которая сменила старый Посольский приказ. Во главе коллегии были поставлены канцлер граф Г. И. Головкин и подканцлер П. П. Шафиров. При них были «канцелярии советники» А. И. Остерман, который впоследствии выдвинулся на пер­вый план на дипломатическом поприще, и В. Степанов. На их обязанности лежало «сочинять грамоты к чужестранным го­сударям, рескрипты к министрам, резолюции, декларации и прочие бумаги великой важности и тайны». Работа колле­гии шла под непосредственным контролем самого царя. При обсуждении особо важных «государственных тайных дел» он «высокой особой присутствовать в коллегии изволит».

Европейские порядки не сразу прививались в русской дипломатической среде. Под новой оболочкой продолжали держаться старые навыки местничества и понятия чести. Из иностранной практики черпались в первую очередь соот­ветствующие стороны этикета. «Русские, - писал в 1710 г. датский посланник Юль, - не отрешаются ни от одного из ста­рых русских обычаев, которые могут служить им к возвеличе­нию, и в настоящее время изучают чужие обычаи, пригодные для такого поддержания и умножения их достоинства и чести». Иностранные послы обижались на то, что русские официаль­ные лица никогда не делали первыми визитов. В отношении церемониала дипломаты Петра I были так же придирчивы, как и дипломаты его отца. При подписании русско-датского договора в 1710 г. возник спор, в какой очереди должны быть размещены подписи уполномоченных. Датский уполномочен­ный соглашался, чтобы в русском экземпляре на первом месте стояли подписи русских уполномоченных, но требовал, чтобы в датском на первом были подписи датских. Русские министры уступили, но прибегли к невинной уловке: канцлер подпи­сался и приложил свою печать на последнем месте, выше его подписался подканцлер, а на первом месте - датский послан­ник; «этим русские хотели намекнуть, что последнее место они считают первым и обратно». Любопытный случай местни­чества произошел при пожаловании Меншикову датского ордена Слона. Датский посланник предварительно взял с Меншикова обязательство отдавать предпочтение этому ордену перед всеми остальными, не исключая ордена Андрея Первозван­ного. Меншиков его обманул и стал носить оба ордена по­переменно. Даже сам Петр не отрешился еще от старинных понятий чести. При приеме иностранных послов он не имел при себе «ни шляпы, ни другого чего, чем покрыть голову», очевидно, чтобы не снимать шляпы при произнесении чуждого титула. Стоял царь под балдахином у самого края, не оставляя для посла места около себя. Все эти ухищрения, к которым прибегали еще в первое десятилетие XVIII века, конечно, были пережитком торжественного церемониала московских царей. С самими иностранными послами обращались порой не с тем уважением, какого требовал царь в отношении соб­ственных послов. До приезда в столицу их окружали попрежнему самым бдительным и придирчивым надзором, их служи­телей не выпускали со двора, а сами послы могли выходить лишь с разрешения местного коменданта.

Не сразу выработалось и необходимое для ведения широкой политики дипломатическое умение. Очень неодобрительно от­зывались в 1708 г. министры Людовика XIV о русских послах, приезжавших во Францию, которые, по их словам, «ничего не искали к пользе государя своего у короля и только делали гордые запросы». Дипломатические приемы в некоторых отно­шениях по своей наивности недалеко ушли от XVII века. Так, например, русские дипломаты редко соглашались давать от­веты в письменной форме, боясь связать себя этим. В1710 г. цар­ские министры требовали, чтобы Юль представил им зашифро­ванное полномочие с переводом на обороте; когда он отка­зался на том основании, что это значило бы выдать ключ к шифру, ему с деланной наивностью отвечали, «что особен­ной беды в этом не было бы, так как между царем и королем датским не должно существовать никаких тайн».

Таковы были кадры, с которыми Петр начинал свою дипло­матическую работу в совершенно новых по обширности и сме­лости масштабах. Тем более поражают те быстрые успехи, которые делает молодая петровская дипломатия. Ко второй половине царствования Петра уже вырастает новое поколение умелых и тонких дипломатов, которые отлично ориентирова­лись в международных отношениях и действовали и с большой ловкостью, и с несомненным тактом. Инструкция, данная в 1718 г. Петром уполномоченным на Аландском конгрессе, является, несомненно, образцом дипломатического такта и искусства. Петр предлагает «шведских уполномоченных глубже в негоциацию ввести... и весьма ласково с ними обращаться». В основу переговоров должно быть положено стремление «не только со Швециею мир заключить, но и обязаться дружбой». «Когда, - писал Петр в особой инструкции Остерману, - между обеими державами прежняя вражда и зависть исчезнет, а вечная дружба установится, то не только можем себя от дру­гих обезопасить, но и баланс в Европе содержать». Поэтому царь считал нужным предложить приемлемые для Швеции условия. «Мы знаем, - писал он Остерману, - что хотя бы мы через оружие свое и привели короля шведского к уступке всего нами завоеванного, то Швеция всегда будет искать воз­можности возвратить себе потерянное, и таким образом война не пресечется. Поэтому мы предлагаем следующий способ к искоренению всех ссор: если король уступит нам провин­ции, которые теперь за нами (кроме Финляндии), то мы обя­жемся помочь ему вознаградить его потери в другом месте, где ему нужно». Наконец, Петр проводит мысль о единстве интересов всех союзников, воюющих против Швеции. Поэтому он отказывается от сепаратного заключения мира: «если нам о прусском и польском королях не поставить условий, то этот мир будет на слабом основании, ибо нам нельзя их оставить в войне».

По стопам Петра шли и его помощники на поприще дипло­матии. Записка, поданная М. П. Бестужевым-Рюминым в 1720 г. по поводу английского проекта «медиации» (посредничества), является образцом отчетливости мысли и здравого смысла. Шаг за шагом Бестужев распутывает нити английских интриг. Будучи посланником в Швеции, тот же Бестужев не только тонко вникал в современное состояние страны, в которой он был аккредитован, но и изучал ее историю. Московская «гру­бость» отошла в область преданий. Когда английский госу­дарственный секретарь Стенгоп в резкой форме сообщил в 1720 г. русскому послу Веселовскому о заключенном Англией союзе со Швецией, Веселовский промолчал, «ибо, - писал он, - если бы я хотя бы несколько слов сказал не по нем, то без противности не разошлись бы, потому что зело запальчивый человек».

С расширением сферы дипломатической деятельности функ­ции русских дипломатов при Петре чрезвычайно усложнились. На них лежала литературная борьба с вредными для России политическими настроениями за границей. Когда в Гаагу пришло известие о Нарвском поражении, русский посол Мат­веев составил и подал Штатам мемориал, долженствовавший рассеять дурное впечатление, произведенное этим известием; шведский посол был вынужден заказать опровержение. Позже князь Куракин должен был в Гааге наблюдать, чтобы в газетах не печаталось ничего предосудительного для России, и опро­вергать печатаемое; он даже жаловался на «газетеров» голланд­скому правительству. В 1711 г. Волков, будучи во Франции, рекомендовал «курантелыцика [редактора газеты] чем-нибудь приласкать, чтобы принимал и печатал добрые о нас ведомости». Принимались и другие меры для обработки европейского общественного мнения. Матвеев в Гааге «на каждую неделю уставил быть в своем доме собрания всем здешним первым господам и госпожам, для собрания и забавы картами и иных, утех», чтобы «лучший способ к пользе и воле монаршей учинить».

С большим мастерством использовала петровская дипло­матия те внутренние противоречия, которые имелись в не­приятельских странах. Вмешательство во внутренние дела соседних государств было обычным средством воздействия на их политику. В 1703 г. П. А. Толстому, одному из выдаю­щихся дипломатов Петра, удалось, например, добиться в Константинополе не только смены, но и казни визиря, враждебно настроенного к России. Для своих целей русское правитель­ство при Петре, как и при его предшественнике, пользовалось агентурой турецких христиан. Так, ценным осведомителем был племянник константинопольского патриарха. В Швеции после окончания войны русская дипломатия поддерживала партию «патриотов». Особенно сложную интригу вела русская дипломатия в отношении наиболее опасной для России дер­жавы - Англии. Русский резидент в Лондоне Веселовский внушал англичанам, что Англия управляется интересами и политикой Ганновера; в Петербурге поддерживались сно­шения с претендентом на королевский престол Англии Яковом Стюартом и его сторонниками якобитами.

Одним из основных «каналов», какими производилось воз­действие на политику иностранных государств, были подкупы, посредством которых получалась ценная политическая ин­формация. При заключении мирного договора с Турцией в 1711 г. оказалось нужным дать большие взятки не только визирю и муфтию (главе мусульманского духовенства), но и английскому и голландскому послам; в 1720 г. для дости­жения «вечного мира», кроме турецких сановников, подкуп­лены были французский посол и его жена.

Взятки считались необходимыми не только в Константи­нополе. В 1701 г. министр при венском дворе князь П. А. Го­лицын жаловался на отсутствие средств для подкупов, хотя «не так мужья, как жены министров бесстыдно берут». «Сами знаете, каков здешний двор и как министры здешние избало­ваны подарками других потентатов [государей]»,- писал он в 1703 г. Ехавшему в 1706 г. послом в Англию Матвееву было поручено склонить на русскую сторону всемогущего в то время герцога Мальборо, хотя Петр и сомневался в успехе, «понеже через меру богат, однакож обещать тысяч около 200 или больше». Мальборо запросил княжества в России, Петр был в то время настолько заинтересован в союзе с Англией, что согласился было дать герцогу на выбор Киевское, Владимир­ское или Сибирское княжество с ежегодным доходом в 50 тыс. ефимков, самый большой в мире камень рубин и орден Андрея Первозванного. Из этой сделки ничего не вышло.

К тем же приемам прибегали и иностранные правительства в России. Особенно обвинялся во взяточничестве подканцлер Петра I, умный, но жадный до денег Шафиров.

Из книги Неизвестная блокада автора Ломагин Никита Андреевич

1.3. Организация и методы работы немецкой контрразведки в 1941-1942 гг. Как уже отмечалось, важнейшими особенностями первого года войны было отсутствие крупных партизанских отрядов на оккупированной территории СССР, особенно в Ленинградской области, а также пронемецкие

автора Каспи Андре

Новые методы работы фермеров Новый образ жизни сопровождался переменами в работе на ферме. Фермер, бесспорно, всегда стремился к механизации труда. Это было жизненной необходимостью. Механизмы заменяли ручной труд и были тем более необходимы, что рабочих рук явно

Из книги Повседневная жизнь Соединенных Штатов в эпоху процветания и «сухого закона» автора Каспи Андре

Методы работы Бутлегерство требовало специального оборудования для работы. Пиво, например, перевозилось крупными партиями. Для этого необходимы были грузовые автомобили, способные развивать скорость и позволяющие избегать нездорового любопытства. Однако на пути их

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Тайна дипломатической переписки Но как же! В летописи перешло цитируемое письмо Олега Рязанского к Великому князю Литовскому Ягайло. Какая радость, какой шанс, великий царь Мамай идет на Москву – давай к нему присоединимся, а он нам города там раздаст за помощь, и будет

Из книги Диверсанты Сталина: НКВД в тылу врага автора Попов Алексей Юрьевич

Методы разведывательной работы партизан Главным и основным методом разведывательной работы партизан являлся сбор сведений о противнике партизанской агентурой из местного населения, проникавшей по заданию партизан и подпольных организаций на заводы, фабрики, станции

Из книги Фюрер как полководец автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Стиль и методы работы Гитлера Гитлер в конце 1941 г. сказал: «Я теперь размышляю о военных проблемах в среднем по 10 часов в день. Чтобы отдать приказ, мне требуется полчаса, ну, может быть, минут 45, однако сперва следует тщательно продумать предстоящую операцию, и зачастую

автора Потемкин Владимир Петрович

Дипломатические учреждения Московского государства. Сложные задачи, стоявшие перед Московским государством со времени Ивана III в области внешней политики, требовали создания особого учреждения для руководства дипломатическими сношениями. При Иване III такого

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Дипломатические учреждения России 1726 - 1796 гг. Сложность дипломатической деятельности во второй половине XVIII века поставила на очередь реорганизацию учреждения, ведавшего внешнеполитическими сношениями. При Петре I иностранная коллегия была еще сравнительно небольшим

Из книги Ликвидация «пятой колонны» автора Заковский Леонид

А. Вышинский Некоторые методы вредительско-диверсионной работы троцкистско-фашистских разведчиков Товарищ Сталин в своем историческом докладе на пленуме ЦК ВКП(б) «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» дал блестящий анализ

Из книги Становление династии Тюдоров автора Томас Роджер

Пешки в дипломатической игре Более десяти лет (конец 1471-начало 1483 гг.) Тюдоры уже самим своим существованием определяли отношения между Англией, Францией, Бретанью и Бургундией. За ними охотились два короля (Людовик и Эдуард), а защищал герцог.Эдуард IV делал все, лишь бы

Из книги Государственная безопасность автора Дзержинский Феликс Эдмундович

Часть 1 Организация госбезопасности. Функции и методы работы Протокол организационного заседания ВЧК 7 декабря 1920 г. Председательствует тов. Дзержинский.Присутствуют члены комиссии: Ксенофонтов, Аверин, Серго, Петерсон, Петерс, Евсеев и Трифонов.Заслушано:Об

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2.2. Прорыв дипломатической изоляции СССР 1924 год стал временем прорыва дипломатической изоляции СССР со стороны крупнейших европейских держав. 2 февраля 1924 г. СССР признала Англия, 7 февраля - Италия, 28 октября - Франция. Победа большевиков в Гражданской войне и их

Из книги Памятное. Книга 1. Новые горизонты автора Громыко Андрей Андреевич

Патриарх дипломатической службы Безусловно, одним из столпов в администрации Рузвельта в довоенное и военное время являлся Государственный секретарь Кордэлл Хэлл, занимавший этот пост с 1933 по 1944 год. Авторитетный политический деятель, который пользовался уважением и

Из книги Российская империя в сравнительной перспективе автора История Коллектив авторов --

Александр Семенов Обзор работы международной конференции «История империй: сравнительные методы в изучении и преподавании» Прошедшая 7–9 июня 2003 года в Москве конференция по сравнительному изучению империй, которая была организована российским представительством

Из книги Россия входит в Европу: Императрица Елизавета Петровна и война за Австрийское наследство, 1740-1750 автора Лиштенан Франсина-Доминик

Перемены в дипломатической системе Если 1749 год был напряженным, богатым разнообразными столкновениями, 1750 год, казалось, сулил Франции одни лишь радости: союза с нею искали все. Перспективы, открывавшиеся перед Пруссией, были не столь радужными; с каждым днем ее изоляция

Рано начал Петр свою дипломатическую деятельность. Когда в Кремлевский дворец входили иноземные послы и начиналась длинная и скучная церемония представления их царям Ивану и Петру, старший брат Иван безучастно слушал витиеватые речи гостей и ответы своих бояр и дьяков, в то время, как младший брат Петр с живостью, поражавшей напыщенных иноземных посланцев, расспрашивал их даже о многом таком, что никогда не привлекало внимания коронованных особ.

Петр тогда был проникнут еще детским любопытством к «заморским диковинам», но позднее он уже с серьезным интересом выпытывал у иноземцев Немецкой слободы в Москве, у заезжих негоциантов и шкиперов сведения о государственном и общественном устройстве, о быте и воинском искусстве их стран. И когда он начал не только царствовать, но и управлять, у него уже имелись определенные навыки в общении с иностранцами.

Но и в зрелые годы Петр не был дипломатом в обычном смысле этого слова. Обычные приемы - лесть, заигрывание, длинные церемонии были ему чужды. Он не понимал и не признавал светского лоска.

Так, например, в 1713 г., во дворце прусского короля Петру с трудом удалось соблюдать «приличествующий сему месту» церемониал. Во время ужина Петр еще был достаточно учтив, но когда он сопровождал королеву к ее покоям и она, рассчитывая на его галантность, обратилась к нему с просьбой освободить находившегося в плену у русских шведского генерала Рейншильда, царь резко отказал королеве и, даже не попрощавшись с ней, вернулся к королю.

Петр, не стесняясь, бросал в лицо датскому королю Фридриху горькие упреки в мотовстве и беспутстве, и тому приходилось терпеть их.

Однажды (это было в 1716 г.) Фридрих пригласил Петра посетить придворный театр. Петр ответил, что не знает, придет ли. Комедию отменили. В девять часов вечера, решив смотреть комедию, Петр явился в королевский замок и был крайне раздражен, когда узнал, что комедия не идет. Он немедленно потребовал, чтобы его провели к Фридриху. Один из придворных, взяв Петра под руку, начал вежливо выпроваживать его из замка, уверяя, что Фридрих уже спит. Но Петр проник в покои короля и, застав его бодрствующим в окружении сановников, разгневался. Фридриху пришлось извиняться и успокаивать царя.

Когда в 1717 г. в Париже французская знать просила разрешения «визитировать» Петра, он прямо посоветовал «жантильомам» сидеть по домам.

Дипломатическая деятельность Петра протекала зачастую в весьма необычной обстановке. Петру случалось принимать иноземцев и даже послов у токарного станка, за обедом, на верфях и здесь беседовать с ними по важнейшим вопросам.

Но если Петр проявлял так мало заботы о внешних приемах дипломатии, то во всем, что касалось ее существа, он показал себя истинным дипломатом, умеющим правильно оценить и использовать международное положение.

Петр получил в наследство от своих предшественников на русском престоле две неразрешенные проблемы: турецкую - черноморскую, и шведскую - балтийскую. Идя по стопам своих предшественников, Петр принялся прежде всего за разрешение первой проблемы. В союзе с Австрией, Венецией и Польшей (которые почти не помогали России) Петр начал войну против Турции и присоединением Азова расширил границы Русского государства. Но уже тогда выяснилось, что для продолжения войны за овладение выходом к Черному морю необходимо было заключить более действенный военный союз. Как мы уже знаем, политическая обстановка в Европе не позволила Петру добиться этой цели.

Тогда Петр, проявив исключительную дальновидность в оценке международного положения, круто изменил направление внешней политики России и, поставив перед собой новую цель, достижению которой политическая обстановка благоприятствовала, решил воевать не с Турцией за Черное море, а с Швецией за Балтику.

Фридрих Энгельс говорит о Петре, что он первый оценил изумительно благоприятную для России ситуацию в Европе, ясно видел, наметил и начал осуществлять основные линии русской политики по отношению к Швеции, Турции, Персии, Польше, Германии .

Петр уже раньше добился того, что польский престол достался его ставленнику Августу II. Доброжелательно по отношению к России держался и Бранденбург (Пруссия). Дания также склонилась на сторону Петра. С Турцией был заключен мир. Лучшего положения нельзя было ожидать, и Петр смог на другой день после обнародования мира с Турцией двинуть свои войска против Швеции.

В 1706–1707 гг., потеряв своего союзника - Польшу, Петр вел переговоры о союзе против Швеции с Голландией, Францией, Англией.

Во многих переговорах Петр принимал личное участие. Им было заключено соглашение в Раве Русской в 1698 г., положившее начало союзу против Швеции. Им же был заключен и Амстердамский договор 1717 г. с Францией и Пруссией. Этот договор, который представлял собой выдающийся успех русской дипломатии, показал, насколько возросла роль Петра на международной арене.

Дипломатия Петра сочетала дальновидную расчетливость с высокой честностью. Честь данного слова («гонор пароля»), говорил Петр, «дражае всего есть». Договорам и союзникам Петр был неизменно верен. На слово русского дипломата петровской поры можно было положиться, и прежде всего на слово самого Петра. Особенностью деятельности русских дипломатов и самого Петра в первую очередь было умение сосредоточиться на главном и этому главному подчинить все остальное. Основные принципы дипломатии были намечены самим Петром, и он следовал им неуклонно.

Для осуществления обширных планов внешней политики нужны были новые дипломатические приемы, новые дипломаты - умные, изощренные, образованные, нужны были и новые дипломатические учреждения. Прежде всего были введены должности «чрезвычайных и полномочных послов» и «министров», т. е. постоянные представительства Русского государства за границей. В крупнейших городах Европы были открыты консульства. Сперва в Москве, а затем в Петербурге были учреждены также и постоянные представительства европейских и восточных стран в России.

Петр руководил деятельностью своих послов и, отправляя их за границу, давал им подробные наставления о том, как себя держать. Так, отправляя своих послов в 1718 г. на Аландские острова, Петр советовал им быть осторожными, ласковыми, добиваться дружбы, дабы «баланс в Европе содержать».

Сначала в созданной наряду с Посольским приказом «походной Посольской канцелярии», а затем с учреждением Коллегии, в Коллегии иностранных дел сосредоточилась вся внешняя политика России. Деятельность этой важнейшей Коллегии протекала под наблюдением и при участии Петра. Петр часто «высокой особой в коллегии присутствовать изволил».

Русской дипломатии дипломатия всего мира обязана введением и оформлением посольского права и установлением неприкосновенности дипломатов. Поводом к этому послужил эпизод, произошедший с русским послом в Англии Матвеевым, который был арестован и подвергся оскорблениям и побоям.

С течением времени русские дипломаты петровской поры овладели трудным искусством вести сложную внешнюю политику на благо своей отчизне. Русские послы научились распутывать интриги иноземных дипломатов, приобрели необходимую выдержку и сноровку. Они сумели создать в чужой стране благоприятное для России общественное мнение, разоблачить ложь и распространить правду о своем отечестве, умели использовать на благо России противоречия между европейскими державами.

Наиболее выдающимся среди деятелей петровской дипломатии был уже известный нам Петр Толстой. Ум и дипломатическое искусство сделали Толстого, участника майских событий 1682 г., пришедшего к Петру из вражеского лагеря, человека, отталкивающие нравственные свойства которого заслужили ему от современников прозвище «Иуды Толстого», одним из наиболее приближенных к царю и влиятельных лиц. Петр говорил ему: «Голова, голова, не была бы так умна, срубить бы тебя надо было бы».

К старшему поколению петровских дипломатов относятся дьяки Украинцев и Возницын, деятельность которых связана с азовскими походами, «Великим посольством» и переговорами с Турцией.

К младшему поколению русских дипломатов петровской поры, выросших вместе с ним и им воспитанных, принадлежали: широко образованный, знавший несколько иностранных языков, переводивший с латинского «Анналы» Барония Андрей Артамонович Матвеев, деятельность которого связана с русско-английскими отношениями; свояк Петра Борис Иванович Куракин, один из просвещеннейших русских людей своего времени, писатель и историк Петра, ловкий и опытный дипломат, один из участников заключения Амстердамского договора и подготовки Аландского конгресса; автор знаменитого «Рассуждения о причинах войны» (со Швецией), проницательный, ловкий и деятельный Петр Павлович Шафиров, сначала управлявший Посольским приказом, в дальнейшем вице-канцлер и сенатор, заключенное им во время неудачного Прутского похода Петра соглашение не было таким проигрышем для России, каким оно могло бы быть; подписавший вместе с Брюсом Ништадтский мир со Швецией и заключивший выгодный для России торговый договор с Персией Андрей Иванович Остерман, о котором прусский король Фридрих II отзывался как об «искусном кормчем». Михаил Петрович Бестужев-Рюмин, в 1723 г. добившийся признания Швецией Российской империи, а в 1724 г. заключивший оборонительный союз между Россией и Швецией; Волков, один из первых петровских послов за границей; осторожный и умный Веселовский, одно время исполнявший обязанности русского резидента в Лондоне.

Если дипломатические победы облегчали действия русской армии и сохраняли тысячи солдатских жизней, то, в свою очередь, грозные русские штыки помогали дипломатам в их нелегкой деятельности в Гааге и Париже, Лондоне и Копенгагене, на Аландских островах и в Ништадте. Когда для того чтобы отстоять интересы и честь отчизны, за один стол вместе с друзьями и врагами садился русский дипломат, за его спиной незримо появлялась тень русского солдата.

Вряд ли можно переоценить успехи внешней политики и дипломатии Петра. К концу своего царствования Петр с удовлетворением мог оглянуться вокруг и вспомнить пройденный путь.

Московская Русь с ее протазанами и бердышами, «стародедовским обычьем» и бесконечными пустыми церемониями, с постоянным «по здорову ли, государь…» в Посольском приказе отошла в область преданий. На тысячи верст раскинулась Российская империя. Шагали по улицам Петербурга овеянные славой гвардейцы, стояли на якорях русские корабли, в коллегии Иностранных дел готовили «прожекты» и планы, соглашения и договоры.

Укрепившись на Балтике и победоносно завершив войну, Россия стала сильнейшей державой. К голосу Петербурга прислушивались Лондон и Париж, Гаага и Мадрид. Далеко на Востоке укреплялись торговые и дипломатические связи со Срединной империей (Китаем).

Петр воевал за моря: Азовское, Черное, Балтийское, Каспийское.

К концу царствования Петра I международное значение России выросло неизмеримо. «…В Европе оставались лишь три державы, с которыми приходилось считаться: Австрия, Франция, Англия… И вот, лицом к лицу… с этими тремя великими державами, раздираемыми вечными ссорами в силу своих традиций, экономических условий, политических или династических интересов или завоевательных устремлений, постоянно стремившимися друг друга перехитрить, - стояла единая, однородная, молодая, быстро возвышающаяся Россия, почти неуязвимая и совершенно недоступная для завоеваний…»

При Петре I развернулась огромная работа по реорганизации учреждения, ведавшего международными сношениями, и создания новых дипломатических кадров. Доморощенные дипломаты с их приемами, выработанными на ходу, уже не были пригодны для новых задач внешней политики, выдвинутых сложной международной обстановкой начала XVIII века. При Петре вся дипломатическая служба реорганизуется по западноевропейскому образцу. В иностранных государствах образуются постоянные дипломатические миссии, отсутствие которых давало себя так сильно чувствовать еще в XVII веке. Уже в 1699 г. в Голландию был послан А. А. Матвеев в звании «чрезвычайного и полномочного посла», в 1701 г. был назначен «министр» в Вену и т. д. Одновременно в важнейших европейских и некоторых внеевропейских странах появляются русские консулы для охраны торговых интересов царских подданных. С другой стороны, и при царском дворе с конца XVII века возникают постоянные иноземные представительства. Петр с большой настойчивостью проводил принцип неприкосновенности личности послов, когда дело шло о представителях его страны.

Старый Посольский приказ уже не удовлетворял новым потребностям государства в работоспособном органе внешнеполитических сношений. Уже в начале XVIII века рядом с ним возникает при Петре «походная Посольская канцелярия», к которой постепенно переходят все функции Приказа. По образцу Швеции в 1716 г. в Посольской канцелярии был введен коллегиальный порядок решения дел, и она сама была переименована в «Посольскую коллегию». Наконец, в 1720 г. была образована особая Коллегия иностранных дел, которая сменила старый Посольский приказ. Во главе коллегии были поставлены канцлер граф Г. И. Головкин и подканцлер П. П. Шафиров. При них были «канцелярии советники» А. И. Остерман, который впоследствии выдвинулся на первый план на дипломатическом поприще, и В. Степанов. На их обязанности лежало «сочинять грамоты к чужестранным государям, рескрипты к министрам, резолюции, декларации и прочие бумаги великой важности и тайны». Работа коллегии шла под непосредственным контролем самого царя. При обсуждении особо важных «государственных тайных дел» он «высокой особой присутствовать в коллегии изволит».

Европейские порядки не сразу прививались в русской дипломатической среде. Под новой оболочкой продолжали держаться старые навыки местничества и понятия чести. Из иностранной практики черпались в первую очередь соответствующие стороны этикета. В отношении церемониала дипломаты Петра I были так же придирчивы, как и дипломаты его отца. С самими иностранными послами обращались порой не с тем уважением, какого требовал царь в отношении собственных послов. До приезда в столицу их окружали по-прежнему самым бдительным и придирчивым надзором, их служителей не выпускали со двора, а сами послы могли выходить лишь с разрешения местного коменданта.

Не сразу выработалось и необходимое для ведения широкой политики дипломатическое умение. Очень неодобрительно отзывались в 1708 г. министры Людовика XIV о русских послах, приезжавших во Францию, которые, по их словам, «ничего не искали к пользе государя своего у короля и только делали гордые запросы». Дипломатические приемы в некоторых отношениях по своей наивности недалеко ушли от XVII века. Так, например, русские дипломаты редко соглашались давать ответы в письменной форме, боясь связать себя этим.

Ко второй половине царствования Петра уже вырастает новое поколение умелых и тонких дипломатов, которые отлично ориентировались в международных отношениях и действовали и с большой ловкостью, и с несомненным тактом. Инструкция, данная в 1718 г. Петром уполномоченным на Аландском конгрессе, является, несомненно, образцом дипломатического такта и искусства.

С расширением сферы дипломатической деятельности функции русских дипломатов при Петре чрезвычайно усложнились. На них лежала литературная борьба с вредными для России политическими настроениями за границей.

С большим мастерством использовала петровская дипломатия те внутренние противоречия, которые имелись в неприятельских странах. Вмешательство во внутренние дела соседних государств было обычным средством воздействия на их политику.

Одним из основных «каналов», какими производилось воздействие на политику иностранных государств, были подкупы, посредством которых получалась ценная политическая информация.

К тем же приемам прибегали и иностранные правительства в России.

Петр крепко держал в своих руках все нити русской дипломатии. Он лично участвовал во всех переговорах, выполняя функции и посла и министра иностранных дел. Он дважды ездил за границу с дипломатическими целями и лично заключал такие важные договоры, как соглашение в Раве (1698 г.) и договор в Амстердаме (1717 г.). У себя на родине царь непосредственно сносился с иностранными послами и беседовал с ними запросто в домашней обстановке, -- это был самый верный, а иногда и единственный способ довести то или иное дело до конца. Определенных аудиенций не было, царя надо было «отыскивать на пирах и там исполнять свои поручения».

У Петра были свои принципы международной политики. Основным его правилом была политическая добросовестность и верность обязательствам.

Сила внешней политики Петра заключалась в том, что он не разбрасывался на несколько проблем, а сосредоточивался на одной; этой одной проблеме он и подчинял все усилия своей дипломатии, отказываясь от выполнения других, раз они не стояли на первой очереди. Такой твердости в проведении определенной линии не было и в политике его ближайших преемников.

Русская дипломатия в период 1726 -- 1762 гг. в борьбе с западноевропейской дипломатии.

Недостаток устойчивости во внешней политике России открывал перед иностранными державами возможность вести чрезвычайно бесцеремонные интриги в Петербурге и открыто вмешиваться во внутренние дела Российской империи.

Русское правительство в этом отношении было менее предприимчиво. Оно позволяло себе вести крупную интригу только в Швеции, где постоянная борьба аристократии с королевской властью открывала такую возможность. Тратились значительные средства для создания среди шведской знати русской партии в противовес другой группировке, которую такими же средствами поддерживало правительство французское.

Та же система подкупов в сочетании с вооруженным вмешательством практиковалась и в Речи Посполитой и в Курляндии. В этой не прерывавшейся борьбе за влияние в чужих государствах во всей Европе середины XVIII века широко применялся подкуп не только частных лиц, но и министров. Очень много денег тратили иностранные правительства на подкупы русских министров и сановников.

Принято было выплачивать регулярно ежегодные пенсии руководителям внешней политики России, и самые выдающиеся государственные деятели той эпохи не гнушались принимать такое вознаграждение сразу от нескольких иностранных дворов. Однако, получая деньги от всех иностранных дворов, руководители внешней политики России вели свою собственную линию, отнюдь не жертвуя интересами своей страны ради чужих интересов.

Все правительства стремились иметь в чужих государствах своих агентов, через которых получались необходимые им сведения. Русская разведка была поставлена неплохо. Достаточно сказать, что при Анне Ивановне, русский посланник в Турции Неплюев имел агента в свите французского посла и через него получал известия о всех шагах своего соперника.

Наконец, одной из характерных черт этого периода является усиление секретной дипломатии, действовавшей помимо официальных представителей и органов, призванных руководить внешней политикой. Так, императрица Елизавета Петровна и французский король Людовик XV находились между собой в тайной переписке без ведома своих министров.

Международным успехам России способствовало и наличие в составе правительства выдающихся дипломатов. Таков был знаменитый Андрей Иванович Остерман, начавший свою карьеру при Петре I в качестве одного из участников мирных переговоров с Швецией; его настойчивости и ловкости Россия была обязана блестящим Ништадтским миром.

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

Тема

Дипломатия Российской империи

Работу выполнила

Старикова Мария Игоревна

1. Введение……………………………………………………………стр.1-3

2. Основная часть………………………………………………………………….стр.4-16

2.1. Хронологические рамки российской дипломатии…………...

2.2. Предыстория российской дипломатии………………………..

2.3. Дипломатия эпохи Петра I……………………………………..

2.3.1. Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I………………………………………….

2.3.2. Основные этапы дипломатии петровской эпохи………...

2.3.3. Пётр I – дипломат………………………………………….

2.4. Коллегия иностранных дел в послепетровское время. Русская дипломатия в период 1726 - 1762 гг………………………….

2.4.1. Государственная Коллегия иностранных дел при преемниках Петра I …………………………………………………………

2.4.2. Внешняя политика России в этот период………………….

2.5. Дипломатия эпохи царствования Екатерины II (1762-1796)…

2.6. Внешняя политика при ПавлеI………………………………….

2.7. Дипломатия Александра I………………………………………..

2.7.1. Крупнейшие внешнеполитические события правления Александра I……………………………………………………

2.7.2. Дипломаты времён Александра I……………………………

2.8. Дипломатия Николая I…………………………………………….

2.9. Дипломатия Александра II……………………………………….

2.10. Дипломатия Александра III………………………………....

2.11. Дипломатия Николая II……………………………………....

3. Заключение……………………………………………………….стр.17-19

4. Список использованной литературы…………………………..стр.20

5. Приложения……………………………………………………… стр.21-35

1. Введение.

Данная тема является интересной и необычайно важной, ибо история российской дипломатии – это история целой эпохи в судьбе России – эпохи, начатой Петром I и законченной Февральской революцией 1917 года, всё последующее развитие российской дипломатии так или иначе связано с предыдущим этапом, логически развивает его достижения, критически использует предыдущий опыт или всецело опирается на него.

В целом данный вопрос считаю достаточно изученным, особенно полно и всесторонне освящена эпоха Петра I и успехи его дипломатии, оценён и проанализирован вклад царя и его сподвижников в формирование основ российской дипломатии, в создание её фундамента. Много внимания исследователи уделили периоду правления Екатерины II, Александра I, особенностям дипломатии Николая II. При анализе внешней политики Александра II, Александра III, Павла I испытывала трудности при подборе материала.

Общую информацию по рассматриваемому вопросу можно получить, используя обобщённые материалы Дипломатических словарей: (1.http://enc-dic.com/diplomat/Petr-I-840.html; 2.http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_diplomatic/976/%D0%9F%D0%81%D0%A2%D0%A0


3. Дипломатический словарь: В 3 Т. / Гл. ред. Громыко А. А. – М., 1985.).

Основу для понимания истории рассматриваемого периода дали учебники истории: История России XVIII-XIX веков. Под ред. Милова Л.В. (М.: Эксмо, 2006. - 784 стр.) и История государства Российского: жизнеописания, XIX век. Первая половина / Сост.: Опалинская М. А., Синегубов С. Н., Шевцов А. В. (М., 1997 – 783 стр.)

Материалы для анализа эпохи Петра I я взяла из книги Н.Н. Молчанова «Дипломатия Петра Великого» (Издательство Международные отношения.- М.,1991 г., 448 стр.). В работе профессора Н.Н. Молчанова освещается внешняя политика и дипломатия России в период петровских преобразований.

Наиболее интересными мне показались материалы книги Б.Н. Григорьева «Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке» (М.: Молодая гвардия, 2010.- 521 стр.). В ней на основе разнообразного архивного материала характеризуется период расцвета дипломатии Российской империи и даются портреты дипломатов.

Для характеристики событий Отечественной войны 1812 года, Крымской войны и внешнеполитического курса России этих периодов наиболее значимыми считаю материалы из книги Н. С. Киняпиной «Внешняя политика России первой половины XIX в.» /(Москва: Высшая школа, 1963. - 287 стр.)

Цель моего исследования - показать взаимосвязь развития дипломатических структур и становления российской дипломатии с превращением России в европейскую державу, во влиятельный политический фактор в международных делах.

1. Проанализировать процессам становления новой дипломатии Российской империи конца XVII – XVIII в.

2. Дать характеристику российской дипломатии XIX – начала XX в.

3. Назвать имена выдающихся российских дипломатов.

4. Показать взаимосвязь истории дипломатии Российской империи и дипломатии последующих лет, дипломатии сегодняшнего дня.

Основная часть.

2.1. Хронологические рамки дипломатии Российской империи.

«Росси́йская импе́рия (рус. дореф. Россійская Имперія; также Всеросси́йская импе́рия, Росси́йское государство или Росси́я) - государство, существовавшее в период с 22 октября (2 ноября) 1721 года до Февральской революции и провозглашения республики в 1917 году».

Таким образом, хронологические рамки российской дипломатии охватывают период с 1721 года по 1917 год.

2.2. Предыстория российской дипломатии.

Была ли дипломатия в допетровской России? Как строился внешнеполитический механизм государства того времени?

Зарождение российской дипломатии и дипломатической службы
в России происходило одновременно с укреплением централизованного государства (XV-XVII вв.).

В Московском княжестве особое место занимала Боярская дума(дипломатические вопросы: составление документов по посольским делам, приём иностранных дипломатов, ведение переговоров), соприкасалась с посольскими делами и Казна (Казенный двор - учреждение по внешним связям, хранилище дипломатических документов, место приёма послов).

В правление Василия III возник частный совет государя - Ближняя дума, её члены стали личными представителями царя во время переговоров с иноземными дипломатами вплоть до XVII века.

С XV - первой половины XVI в.в. в дипломатических сношениях России отмечено участие представителей нового сословия: дьяков и их помощников- подьячих (Приложение, таблица 1, стр.21), появляются новые учреждения - приказы , среди них - приказ по внешним делам - Посольский приказ (Приложение, таблица 2, стр. 21-22); упоминаются ранги дипломатов (Приложение, таблица 3, стр.22). В XVII в. учреждаются первые постоянные дипломатические представительства России в Швеции (1634 г.) и Речи Посполитой (1673), появляются все виды дипломатической документации (Приложение, таблица 4, стр.22) и разрабатывается система её хранения (Приложение, таблица 5, стр.22-23).

Посольский приказ - один из центров культурной жизни государства своего времени (Приложение, таблица 6, стр.23), породивший ряд талантливых дипломатов (Приложение, таблица 7, стр.23-24).

Русское государство в XVI- XVII веке, отстаивая свои интересы, заняло в Европе почетное международное положение (Приложение, таблица 8, стр.24-26).

Таким образом, в допетровской России были талантливые дипломаты, была дипломатия, но формирование того, что мы сейчас называем дипломатической службой, то есть государственной службой внешних сношений и системой постоянных дипломатических представительств, произошло в петровские времена.

2.3. Дипломатия эпохи Петра I.

2.3.1. Дипломатические учреждения и методы дипломатической работы при Петре I.

Внешнеполитическая деятельность при Петре I требовала реорганизации учреждения, ведавшего международными сношениями, создания новых дипломатических кадров.

При Петре вся дипломатическая служба реорганизуется по западноевропейскому образцу, образуются постоянные дипломатические миссии, в важнейших европейских и некоторых внеевропейских странах появляются русские консулы для охраны торговых интересов царских подданных (Приложение, таблица 9, стр.26), постоянные иноземные представительства. В начале XVIII века рядом с Посольским приказом появляется при Петре «походная Посольская канцелярия», в 1716 г. в ней введен коллегиальный порядок решения дел, и она сама переименована в «Посольскую коллегию».

В 1720 г. была образована особая Коллегия иностранных дел(работала под непосредственным контролем царя и при его участии). (Приложение, таблицы 10, 11,12,13, стр.26-28).

В царствование Петра вырастает новое поколение умелых и тонких дипломатов, способных действовать с ловкостью и тактом (Приложение, таблица 14, стр.28-29). «Воспитание плеяды талантливых русских дипломатов также являлось одной из заслуг Петра. Виднейшие русские дипломаты петровского времени…не только не уступали своим западноевропейским коллегам, но и значительно превосходили их в дипломатическом искусстве. Все они обладали широтой взглядов, умением учитывать сложную международную обстановку, умением с честью и достоинством защищать интересы своего государства».

2.3.2. Основные этапы дипломатии петровской эпохи.

Петр унаследовал от XVII века две сложнейшие проблемы: турецкую и шведскую. Разрешение и той и другой означало выход к морю: Черному и Балтийскому.

Первые годы царствования Петра были посвящены черноморской проблеме. Взятие Азова и постройка Таганрога обеспечили России господство на Азовском море. «Великое посольство» 1697–1698 гг., в котором Петр участвовал инкогнито, имело задачей добиться продолжения войны и привлечения новых союзников. Ввиду невозможности пробиться к Черному морю, Россия обратилась к старому плану «северного союза» против Швеции (Приложение, таблица 15, стр. 29).

Важным внешнеполитическим мероприятием последних лет правления Петра Великого стал поход 1722 – 1723 годов в Закавказье(1724 год- заключение мира с Россией, признание её территориальных приобретений; признание Россией права Турции на западное Закавказье).

2.3.3. Пётр I – дипломат.

Петра I отличала способность к стратегическому мышлению. Он начал осуществлять основные линии русской политики по отношению к Швеции, Турции, Персии, Польше и другим государствам, участвовал в переговорах, выполняя функции и посла, и министра иностранных дел, встречался с иностранными послами, ездил за границу с дипломатическими целями и лично заключал договоры (в Раве - 1698 г. в Амстердаме -1717 г.).

Особенность стратегии Петра - умение сосредоточиться на одной проблеме, решить её всеми усилиями дипломатии, политическая добросовестность и верность обязательствам, способность быстро перестраивать основания своей внешней политики: . «Государям надобно вести себя добросовестно, - писал он, - ибо, хотя б интерес того не требовал, но данное обязательство надлежит хранить, понеже кто кредит потеряет, все потеряет... Лучше можно видеть, что мы от союзников оставлены будем, нежели мы их оставим, ибо гонор пароля дражае всего есть».

Во времена царствования Петра I дипломатическая служба стала государственной. Провозглашение Петра I императором 22 октября 1721 г. было внешним выражением достигнутых в его царствование международных успехов России. Акт этот не сразу был признан европейской дипломатией. При жизни Петра только Голландия и Швеция официально признали этот титул.

2.4. Коллегия иностранных дел в послепетровское время. Русская дипломатия в период 1726 - 1762 гг..

2.4.1. Государственная Коллегия иностранных дел при преемниках Петра I .

После смерти Петра I структура Государственной коллегии иностранных дел России сохранялась почти без изменений до 60-х годов XVIII в.

Основные перемены (с 20-х по 60-е гг. XVIII в.) заключались в изменении степени ее зависимости от появлявшихся при высочайшем дворе специальных органов управления (кабинетов и советов). Сохранялось внимание монархов к деятельности Коллегии, интерес к внешнеполитическим делам.

Разработка внешнеполитической программы и деятельность российской дипломатии елизаветинской эпохи связана с именем умного, проницательного политика и опытного дипломата, канцлера Алексея Петровича Бестужева-Рюмина (в основе его политической системы союз России с Англией и Австрией для противодействия возраставшему могуществу Пруссии и Франции и для наступления на Турцию).

После вступления России в Семилетнюю войну, 14 марта 1756 г., было объявлено о создании Конференции при высочайшем дворе (обсуждение международной политики периода войны, осуществление внешнеполитического курса России).

После смерти императрицы Елизаветы указом Петра III от 28 января 1762 г. Конференция упразднялась. 20 мая 1762 г. создан Императорский совет. Он осуществлял руководство внешней политикой России и был ликвидирован вскоре после восшествия на престол Екатерины II.

Таким образом, коллегиальная организация управления внешней политикой, установленная в XVIII веке, была отменена только в XIX веке.

2.4.2. Внешняя политика России в этот период.

Проблема взаимоотношений со Швецией была решена при Петре I. Оставались две другие: польская и турецкая. Они и являлись стержневыми вопросами русской внешней политики в течение всего XVIII века.

Судьбу дипломатии этого времени определяли вопрос «европейского баланса» (равновесия), стремление играть решающую роль в общеевропейских делах, стремление поддерживать и укреплять международный престиж, приобретенный Россией при Петре I.

Русская дипломатия с разной долей успеха проявила себя на международной арене. (Приложение, таблица 16, стр.30) . Главные этапы её деятельности связаны с важнейшими событиями в жизни Европы и России.

2.5. Дипломатия эпохи царствования Екатерины II (1762-1796).

Особая страница русской дипломатии – период правления Екатерины II. Деятельность русской дипломатии в период между 1726 и 1762 г.г. была связана с решением основных проблем внешней политики, которые стояли перед Россией с конца XVII века. Семилетняя война расколола всю Европу на два лагеря.

Во главе ведомства иностранных дел стоял один из образованных и умных государственных деятелей того времени - Н. И. Панин. Активное участие во внешней политике государства принимала сама Екатерина: «Екатерина энергично вмешивалась во все важнейшие события международной жизни, но в то же время твёрдо отражала все попытки иностранных держав вырвать у неё инициативу… она с большим искусством умела обеспечить преобладание России».

Вопросы, которыми занимались русские дипломаты в эпоху Екатерины II, были самыми разнообразными, необычайно важными, нередко трудными и неразрешимыми, иногда принципиально новыми (Приложение, таблица 17, стр.30), при этом внешняя политика имела ряд особенностей (Приложение, таблица 18, стр.31). Период царствования Екатерины II ознаменован многими достижениями русской дипломатии (Приложение, таблица 19, стр.31).

2.6. Внешняя политика при ПавлеI.

Во время его правления курс внешней политики был весьма неопределённым, одна из причин – частая смена руководителей внешней политики России. Доказательства противоречивости курса Павла – основные события внешней политики страны (Приложение, таблица 20, стр.32).

Но и эта эпоха оставила после себя имена ярких дипломатов, талантливых людей, заботившихся о судьбе России в мире: И. А. Остерман, А.А. Безбородко, А.Б. Куракин, В.П. Кочубей, Н.П. Панин, Ф.В. Ростопчин.

2.7. Дипломатия Александра I.

2.7.1. Крупнейшие внешнеполитические события правления Александра I.

Политику Александра I долгое время определяло стремление освободить Европу от т Бонапарта. Усилия русских дипломатов позволили уменьшить число союзников Наполеона в войне против России.

Война 1812 года - крупнейшее историческое событие правления Александра I. Царь и фельдмаршал Кутузов оказались по разные стороны 2 дипломатических установок. Кутузов считал, что войну нужно закончить там, где она началась, - на границе России, царь был уверен, что нужно освободить Европу от Наполеона. «В Западную Европу Александр вступил уже в ореоле славы русской армии, разгромившей под командованием Кутузова Наполеона. Теперь он проникся твёрдым убеждением в необходимости доведения борьбы с Наполеоном до конца, т. е. до его низложения. В письме к Румянцеву от 24. VI 1813 он писал: "Дипломатам почти нечего делать в эпоху, которую мы переживаем теперь. Только меч должен решить исход событий"».

После поражения Наполеона и его отречения от престола сильнейшей держа­вой в Европе являлась Россия. 1 октября 1814 г. в Вене открыл­ся международный конгресс для определения уст­ройства послевоенной Европы. Не все планы Александра осуществились на этом конгрессе, что можно считать неудачей на дипломатической арене. Недавние союзники преследо­вали на Венском конгрессе различные цели. Основываясь на общих интере­сах, Австрия, Англия и Франция за­ключили тайный союз, направленный против России и Пруссии.

Венский конгресс создал новую систему международных отношений в Европе, основанную на господстве четырёх «великих держав» (России, Англии, Австрии, Пруссии), к которым в 1818 г. присоединилась Франция.

Великие державы выбрали общую цель- борьбу против революций и освобо­дительного движения в Европе. Инициатором подобного объе­динения выступил Александр I., появился Священный союз (14 сентября 1815).

Заслуги Александра I во внешнеполитических отношениях бесспорны: за небольшой период времени он вывел страну из изоляции, добился того, что с империей стали считаться ведущие европейские державы и даже бояться ее возвышения над Европой.

2.7.2. Дипломаты времён Александра I.

Первым министром иностранных дел был граф А. Воронцов (назначенный в 1802 г.), сторонник союза с Англией (в то же время дипломат в Вене, Гааге, Лондоне).

В 1806-1807 гг. министром иностранных дел был А. Будберг (сторонник продолжения войны с Францией).

Министром ИД в 1808-1814 гг. был граф Н.П. Румянцев (член Государственного совета и министр коммерции); при нем был принят консульский устав (1820 г.). К середине XIX в. в России 273 консульства.

Во время Отечественной войны русская дипломатия раскололась на 2 партии: одни выступали за окончательный разгром французских войск за пределами России; другие считали, что русские войска должны остановиться на границе.

В 1816г. министром ИД стал К.В.Нессельроде (возвысившийся во время заграничных походов).

2.8. Дипломатия Николая I.

Политика Николая I в Европе была направлена на:

· обеспечения европейской стабильности и сохранения неприкосновенности западной границы империи;

· сохранение приобретенных ранее территорий;

· укрепление новых границ;

· подчинение Польши, Прибалтики и Финляндии интересам Российского государства (Приложение, таблица 21, стр.32).

«Основные направления внешней политики сохранились с конца XVIII века, когда Россия стала складываться как огромная евроазиатская империя. Новый российский император поспешил заявить о продолжении внешнеполитического курса своего предшественника. Но впоследствии он дал понять, что при проведении политики в Европе, Россия будет больше полагаться на собственные силы…»(Приложение, таблица 22, стр.32)

Во 2-ой четверти XIX в. большее значение, чем в 1-ой четверти, приобрели среднеазиатское и дальневосточное направления.

Основная идея Николая - необходимость борьбы с революциями - во многом определяла его внешнеполитический курс в Европе. «Начало 30-х годов XIX века было насыщено событиями на обоих главных направлениях внешней политики России - европейской и ближневосточной. В 1830-1831 гг. по Европе прокатилась волна революций, которая коснулась и самой России….правительству Николая I пришлось вступить в вооруженный конфликт с Польшей. Самостоятельное существование конституции Польши (в составе Российской империи) было несовместимо со всем укладом мировоззрений Николая I. Создание царства Польского он считал ошибкой Александра I…».

Во главе МИДа продолжал оставаться Карл Васильевич Нессельроде, который накануне Крымской войны не сумел оценить внешнеполитические позиции европейских государств, Россия оказалась в международной изоляции. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Во время правления Николая I Россия увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров, появились талантливые дипломаты, постоянно велись дипломатические битвы за влияние в мире.

2.9. Дипломатия Александра II.

Этот период внёс ряд ярких страниц во внешнеполитическую историю (Приложение 23).

Это время породило ряд талантливых дипломатов, особое место среди них занимает А.М. Горчаков, решительный сторонник реформ в мирных условиях существования реформируемой страны (Приложение 24).

2.10. Дипломатия Александра III.

Внешняя политика России при Александре III характеризовалась поиском России своего места в Европе (среди двух крупных военно-политических блоков: англо- французского, стержнем которого были Англия и Франция, и немецкого, основу которого составляли Германия и Австро-Венгрия); дальнейшим расширением территории России(Приложение, таблица 25, стр.3-34).

2.11. Дипломатия Николая II.

В 90- ые годы XIX в. в связи с усложнением внешнеполитических задач рассматривались проекты структурного преобразования Министерства. Реформа была проведена министром иностранных дел А.П.Извольским (начало – 1906 год). К началу 90-х годов XIX в. за границей функционировало 6 посольств и 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице - консульств Российской империи. К 1913 г. Россией была создана разветвленная сеть дипломатических и консульских загранпредставительств. (Приложение, таблица 26, стр.34).

Характер внешней политики России в 90-е гг. XX в. был миролюбивым. Русский царь предпринял исключительный для своего времени шаг (август 1898 г.- всем послам иностранных держав в России был вручен текст обращения с призывом созвать международную конференцию для обсуждения проблем всеобщего разоружения, их цель – установление мира и спокойствия в Европе, усиления господства в Азии). В июне 1899 г. в Гааге была созвана международная конференция, в ней приняли участие 26 стран (приняты конвенции об ограничении вооружений, о введении третейского суда для мирного разрешения международных конфликтов, о законах и обычаях войны – сделаны попытки гуманизации войны). Однако призыв к ограничению вооружений не получил одобрения большинства великих держав и особенно Германии.

Период правления Николая II был связан с войнами (1904 г. Русско-японская война , 1914 г.- Первая мировая война).

Главной задачей МИДа стали обеспече­ние внешнеполитической обстановки, благоприятной для успеш­ного ведения войны, подготовка условий будущего мир­ного договора.

Усталость от войны и тяготы военного времени привели к революции в России. В феврале 1917 г. произошла буржуазно-демократическая революция. На этом закончился этап дипломатии Российской империи.

Петр крепко держал в своих руках все нити русской дипломатии. Он лично участвовал во всех переговорах, выполняя функции и посла и министра иностранных дел. Он дважды ездил за границу с дипломатическими целями и лично заключал такие важные договоры, как соглашение в Раве (1698 г) и договор в Амстердаме (1717 г). У себя на родине царь непосредственно сносился с иностранными послами и беседовал с ними запросто в домашней обстановке, - это был самый верный, а иногда и единственный способ довести то или иное дело до конца. Определенных аудиенций не было, царя надо было "отыскивать на пирах и там исполнять свои поручения". "Я воспользовался нынешним обедом, - рассказывает Юль, - за которым сидел с ним рядом, чтобы согласно приказанию моего государя и короля переговорить с ним о разных вещах; во время этой беседы царь весьма благосклонно и охотно слушал меня и отвечал на все, что я ему говорил". При содействий царских денщиков можно было видеть царя и дома, где тот же Юль раз застал его "неодетым, в кожаном, как у ремесленников, фартуке, сидящим за токарным станком". Петр терпеть не мог никаких официальностей. Не без юмора повествует Юль о тайной аудиенции, которую он испросил у царя через канцлера. Аудиенция была назначена на адмиралтейской верфи. Посланник поспешил в назначенное место в расчете, что царь примет его в каком-нибудь доме и выслушает. Когда Петр подъезжал в шлюпке к берегу, Юль спустился к нему навстречу. Царь тут же начал очень громко говорить с ним о государственных делах, так что все окружающие могли слышать. Юль стал просить выслушать его наедине, но Петр приказал сказать прямо, в чем его поручение, а когда посланник заговорил шепотом, то он отвечал нарочито громко. "Тем и окончилась эта испрошенная мною частная аудиенция, от которой царь таким образом отделался, чтобы не слышать того, чего слушать не хотел".

Петра были свои принципы международной политики. Основным его правилом была политическая добросовестность и верность обязательствам. "Лучше можно видеть, - писал он, - что мы от союзников оставлены будем, нежели мы их оставим, ибо гонор пароля честь данного слова дражае всего есть".

Сила внешней политики Петра заключалась в том, что он не разбрасывался на несколько проблем, а сосредоточивался на одной; этой одной проблеме он и подчинял все усилия своей дипломатии, отказываясь от выполнения других, раз они не стояли на первой очереди. Так, польский вопрос для Петра существовал только в рамках Северной войны. Единственный раз Петру пришлось против воли уклониться от этого основного принципа его внешней политики, - это было в 1711 г., во время навязанной ему войны с Турцией. Этим отличается внешняя политика Петра I от колеблющейся и противоречивой политики его предшественников. Такой твердости в проведении определенной линии не было и в политике его ближайших преемников.

Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром, были направлены на решение основной общенациональной задачи - обретения Россией выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции. Петр стремился укрепить международное положение государства, повысить его роль в международных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий. В сложившейся ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана и от северных и от южных морей: выход в Балтику запирала Швеция, Азовское и Черное моря держали турки.